Интернационализация всех сторон жизни людей

Основными тенденциями в развитии современных наций и на­циональных отношений являются:

А. Пробуждение национальной жизни и создание национальных государств.­ Б. создание интернациональ­ного. единства жизни ,развитие и улучшение всяких отношений меж­ду нациями

Первая тенденция: Пробуждение национальной жизни и создание национальных государств.­

· С одной стороны, Национализм позволяет сплотить нацию, фор­мирует чувство патриотизма.

· Но с другой стороны, Национализм может порождать ненависть к другим народам.

Обращаясь к истории, мы видим, что за время суще­ствования наций и народностей отношения между ними не­редко были напряженными, даже трагическими. И сего­дня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.

По целям этнические конфликты бывают:

· Социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия

· Культурно-языковые, при которых выдвигаются требования, которые затрагивают сохранения или возрождения языка этноса и его культуры

· Политические, если участвующие в них меньшинства добиваются политических прав( от автономии местных органов власти до полномасштабной конфедерации)

· Территориальные- на основе требований изменения границ, присоединения к другому родственному государству или создание нового независимого государства

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их следует

· в спаде производства,

· в росте инфляции, цен,

· в безработице,

· в резком ухудшении экологической об­становки,

· в антидемократических законах и т. д.

Особенно тяжелые последствия вызывает подавление нации.

Формы проявления:

· Национализм- это идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам других наций ,ущемле­ние прав людей по национальному признаку, преследова­ние национальной религии, культуры, языка) или принижение ее, пренебрежение национальными чувствами.

· Дискриминация –это принижение, умаление, ущемле­ние прав по национальному признаку(прием на работу, место проживание, доступ к образованию)

· Апартеид- это:Политика раздельного проживания рас и наро­дов была в ЮАР

· геноцид – это истребления целых групп населения по национальному признаку.

· Шовинизм- крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности, разжигание национальной вражды и ненависти с призывами к войне одной нации против другой

· Холокост-это государственной политики Германии по уничтожениею еврейского населения.

Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдени­ям психологов, проявления национального насилия вызы­вают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. На­ция как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А посколь­ку их истинные, глубинные причины часто остаются скрыты­ми от массового сознания, то главным 'виновником чаще все­го представляются люди другой национальности, проживаю­щие на данной или соседней территории, или «свои», но «предатели» , «переродившиеся ». Постепенно складывается«образ врага» - опаснейшее социальное явление. Разруши­тельной силой может стать и националистическая идеология. Национализм, как вы знаете из курса истории, по-раз­ному проявляет свою социально-политическую направлен­ность. Так, движения, связанные с идеями национализма, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, осо­бенно ХХ в., национализм из идеологии и политики борь­бы против национального угнетения все чаще превращает­ся в утверждение словом и делом превосходства и даже ис­ключительности «своей» нации.

Свое крайнее выражение политика национализма по­лучила в странах с фашистским. режимом. Человеконена­вистническая идея искоренения, «неполноценных » рас и народов вылилась в практику геноцида – истребления целых групп населения по национальному признаку.

Из курса истории вы знаете, что фашистский диктатор А. Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 г., сделал ча­стью государственной политики уничтожение еврейского населения. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в специ­альных лагерях смерти (Треблинка, Освенцим, Бухенвальд и др.) около 6 млн. человек - почти половина всего еврей­ского народа. Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом Холокост, которое означает «всеуничто­жение через сожжение». .

К числу «неполноценных» гитлеровцы относили и сла­вянские народы, планируя колонизацию «восточного про­странства» с одновременным сокращением численности проживающего там населения и превращением оставшихся в рабочую силу для «высшей расы .

ВТОРАЯЯ ТЕНДЕНЦИЯ:

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Мыслители, прогрессивные политики ведут напряжен­ный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообще­ства осознана и признана ценность гуманистического под­хода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в приверженности идее мира и согласия, в уважении к на­циональному достоинству, в добровольном поиске согласия(консенсуса) по спорным межнациональным вопросам, в от­казе от национального насилия во всех его видах и фор­мах, а во-вторых, в последовательном развитии демокра­тии, правовых начал в жизни общества. В обеспечении прав и свобод личности независимо от национальной при­надлежности заключается одно из главных условий свобо­ды любого народа. Овладение культурой межнациональ­ных отношений - одно из средств предупреждения и пре­одоления межнациональных конфликтов.

Культура межнациональных отношений определяет ценностные ори­ентации, особенности сознания и поведения личности, больших групп населения, представителей органов власти. Она. требует безусловной реализации прав и свобод лиц лю­бой национальной принадлежности, уважения самобытнос­ти, их национального самосознания, языка, обычаев, ис­ключает малейшее проявление национального недоверия, вражды."

Значительный вклад в предупреждение и ликвидацию национальных конфликтов, особенно носящих религиоз­ный оттенок, могут внести церкви различных конфессий. Вспомним слова видного представителя православного ду­ховенства Александра Меня: «Понимание, терпимость ­плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и му­сульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки – вот наш путь».

Научно-техническая революция предполагает как спе­циализацию производства, так и его широкую кооперацию, сотрудничество, ибо растущим производительным си­лам тесно в рамках даже крупного государства.

Идет про­цесс экономической интеграции, вместе с ним и процесс сближения народов.

Первый путь –это Европейский союз (ЕС), объединяю­щий ныне 25 государств, народы которых говорят по мень­шей мере на 40 языках. В мае 2004 г. ЕС расширился, за счет приема новых членов – постсоциалистических стран Центральной, Восточной Европы и Балтии. Намеча­ется дальнейшее расширение ЕС. Введены единое европей­ское гражданство, единая валюта - евро. Регулярно прово­дятся выборы в Европейский парламент, разработан и после активного обсуждения проекта подписан странами ­- участницами ЕС Основной закон ЕС. Разработано единоеевропейское право, поставившее межнациональные отноше­ния народов Западной Европы на твердую почву закона. Верховенство европейского права над национальным при­знают все государства ЕС. На случай конфликтов, для ре­шения сложных проблем организована « третья власть» ­Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС.

Существует и другой путь межнациональной интегра­ции. Так, в США нет административного деления страны на отдельные национальные образования. Государство на основе демократических законов гарантирует каждой на­ции национально-культурную автономию (самостоятель­ность) и охраняет право на свободу всех видов объедине­ний: экономических, партийных, профессиональных, воз­растных, национальных, по интересам и т. д. В условиях демократического государства люди разных национальнос­тей свободно сосуществуют и при желании свободно объе­диняются в различные сообщества соответственно их лич­ным потребностям и интересам, если, конечно, эти объеди­нения не носят криминального (преступного) характера. Всякая дискриминация (принижение, умаление, ущемле­ние прав) по национальному признаку считается наруше­нием прав человека и карается по законам демократичес­кого государства.

Путем межнациональной интеграции, признавая эт­нокультурньiе различия, успешно идут большинство демо­кратических государств Западной Европы, Канада, некото­рые развивающиеся страны с многонациональным населе­нием.

Наши рекомендации