Международная политика и ее сущность

Международная политика как способ взаимодействия различных об­щественных групп - наций, государств, союзов и др. формировалась вместе с возникновением и развитием этих групп. Уже первые рабовла­дельческие государства Египта и Междуречья в своих взаимоотношени­ях создавали союзы, военно-политические объединения на основе обы­чаев и традиций..

Основными проблемами ранних рабовладельческих государств были стремления о расширении своих земель за счет соседей или о сохране­нии неприкосновенности своих территорий. Основным методом ведения международных отношений была война.

В период средневековья международное право также признавало войну как способ разрешения международных проблем.

В позднем сред­невековье вводится практика принятия международных соглашений об условиях мореплавания в нейтральных водах, пограничных вопросах правила торговли, валютных обменах, подписываются консульские со­глашения.

Интенсификация международных отношений наступает после бур­жуазных революций в Европе XVIII века и развития капитализма, ко­торый не может существовать в национальных границах. Развивается торговля, связь, морские коммуникации, железнодорожный транспорт и др. В XIX столетии принимаются многие соглашения и договоры о развитии транспорта, связи, санитарно — медицинском обслуживании. Возникают первые международные организации: Международный те­леграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874); многие страны достигают соглашения о введении международного арбитражного суда.

В этот период международная политика ведется за сферы влияния, источники сырья, рынки сбыта, теми же старыми методами войны. Так, Венский конгресс 1814 - 1815 гг. признал законность коллективной ин­тервенции для защиты монаршего строя и существование границ. С этой целью в 1815 году был создан Священный Союз, в который вошли Австрия, Пруссия, Россия, Франция. Использование военной силы к середине XX столетия считалось основным способом решения противо­речий.

В этот период создавались военные международные союзы, бло­ки, альянсы для передела мира, расширение сфер влияния, давления и шантажа. Этот период изобилует региональными, локальными и миро­выми войнами.

Только во второй половине XX века перед создавшейся реальной угрозой термоядерного конфликта мировая общественность, правящие круги государств постепенно приходят к выводу о недопустимости ис­пользования военных способов для разрешения конфликтов. Начиная с 50-х годов формируется понимание того, что война не может быть на­циональным инструментом внешней политики, она должна осуществ­ляться политическими, дипломатическими и иными средствами.

Характеризуя современную систему международных отношений, сле­дует заметить, что она находится в процессе перехода к качественно новому состоянию. Это связано со сменой баланса на уровне великих держав и политических систем, с ликвидацией Восточного военного блока, процессом интеграционного характера, который происходит в странах Западной Европы, с ограничением США своих намерений защиты, так называемых повышенных интересов или зон влияния.

Меняются приоритеты международной политики. На место идей гло­бального противостояния выдвигаются идеи приоритета интересов об­щего социального развития. Более того, угроза применения ядерного оружия, возможной экологической катастрофы, другие глобальные про­блемы выдвинули на первое место заботу о выживании человечества.

Эти проблемы и их осознание человечеством предопределили основ­ные принципы современной международной политики и международного права. К этим принципам относятся:

Принцип мирного сосуществования, соответственно государства обязаны сохранять международный мир, проявлять терпимость один к другому и сотрудничать между собой, признавать право народов само­стоятельно решать свои проблемы, не прибегать к насилию и угнетению народов в любой форме;

Принцип суверенного равенства государств, все государства яв­ляются равноправными членами международного сообщества независи­мо от экономического, социального, политического или иного развития. Все государства обязаны выполнять международные обязательства, спо­собствовать укреплению международной безопасности;

Принцип неизменности и неприкосновенности государственных границ исходит из международно-правового определения существую­щих границ и предусматривает отказ от любых претензий на эти грани­цы, требует исключить из международной практики территориальную экспансию в любой форме;

Принцип территориальной целостности государств исключа­ет насильственный захват или изменение принадлежности территории, а также запрещает противоправное использование ее;

Принцип мирного разрешения противоречий требует, чтобы учас­тники международных отношений решали проблемы мирными средства­ми, не подвергать мир угрозе войны, отстаивать безопасность и спра­ведливость;

Принцип невмешательства во внутренние дела друг друга непос­редственно или опосредованно;

Принцип уважения прав человека является одним из основных прин­ципов международного права и содержит общее обязательство госу­дарств независимо от их политических, экономических, социальных осо­бенностей уважать и соблюдать основные права и свободы человека без различий расы, пола, языка, религии и политических убеждений.

Реализация современной международной политики происходит в раз­ных формах, в зависимости от характерных условий и возможностей. Сложилось "четыре формы международной политики:

- пассивная форма свойственна слаборазвитым государствам. Она предполагает отказ от части суверенитета в пользу других государств;

- агрессивной форме свойственно формирование экспансионистс­ких целей, вмешательство во внешнюю и внутреннюю политику других государств;

- активная форма характеризуется динамическими поисками рав­новесия между внешней и внутренней политикой.;

- консервативной форме свойственна активная политика, направ­ленная на защиту достигнутого ранее баланса между внутренней и внеш­ней политикой.;

Международная политика в основном выполняет три функции:

- защитная - защита прав и интересов самой страны и ее граждан за границей.;

- информационно — представительная функция, которая реализуется через соответствующие органы, выражающие взгляды прави­тельства, позицию государства, а также информировать руководящие органы страны о состоянии дел и намерениях правительств других стран.

- Организационно - посредническая функция основывается на воплощении в жизнь внешне - и внутриполитических концепций, докт­рин и программ государства. Эта функция способствует достижению цели, а также преимуществ и выгод.

Реализация функций международной политики государств зависит от конкретной исторической ситуации, степени развития общества и го­сударства, от связей государства с внешним миром и его возможностью играть конкретную роль на международной арене.

Международная политика должна удовлетворить целый ряд требований: соответствовать интересам правящих кругов государств; учиты­вать национальные интересы и направления международной политики; не наносить вреда международным союзам и договорам; способствовать принципам международных отношений, принятых в цивилизованном мире. В большинстве своем международная политика направлена на реализа­цию национальных интересов. Национальные интересы каждого суве­ренного государства имеют конкретно - историческое наполнение, за­висящее от многих факторов: социального устройства государства,

по­литического режима, социальной структуры, геополитического стату­са, этнических и конфессиональных особенностей.

Основной формой международной политики является дипломатия. Общее руководство дипломатической деятельности осуществляет пра­вительство, непосредственно - министерства иностранных дел.

В осуществлении внешней политики Украина проводит последова­тельную работу по укреплению сотрудничества на паритетных условиях со многими странами мира, снижению международной напряженности, разрешения конфликтов политическими средствами и методами, по ра­зоружению. Украина признана странами мира, имеет 32 посольства за границей и 44 посольства иностранных государств размещены в Киеве. Таким образом, приняв во внимание все изложенное, можем сделать вывод, что Международная политика - это система экономических, правовых, дипломатических, идеологических, военных, культурных и других связей и отношений между народами, государствами и группами государств, ведущими социальными, экономическими и политическими силами и организациями, действующих на международной арене.

Наши рекомендации