Административно-правовые основы организации государственного управления физической культурой и спортом

В России сформирована организационная система административного управления и административно-правового регулирования, получившая наименование "Физическая культура и спорт". Ее предметную основу составляет комплексная гуманитарная область - физическая культура и спорт. В управленческую часть указанной системы входит один государственный орган исполнительной власти - Министерство спорта Российской Федерации.

Область физической культуры и спорта регулируют Конституция РФ, федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также муниципальные правовые акты. Согласно Конституции РФ общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ [27. Ст. 72, ч. 1, п. "с"]. Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, основные принципы законодательства о физической культуре и спорте определил Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [170].

Спорт - это область социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Физическая культура является частью культуры, представляющей собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Указанный выше Закон определил, что законодательство о физической культуре и спорте включает федеральные законы и соответствующие им законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ. Он предусматривает, что по вопросам деятельности в области физической культуры и спорта принимаются муниципальные правовые акты.

В Законе установлены виды субъектов физической культуры и спорта. К ним относятся: 1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта; 2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта; 3) оборонные спортивно-технические организации; 4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта; 5) Олимпийский комитет России; 6) Паралимпийский комитет России; 7) Сурдлимпийский комитет России; 8) Специальная олимпиада России; 9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации; 10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; 11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта; 12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта.

В период подготовки России к проведению в стране XXII Олимпийских игр важное регулирующее воздействие на рассматриваемую область оказывает Федеральный закон "Об организации и о проведении Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |198|.

Наши рекомендации