Концепция войны и мира в эпоху Ренессанса
Вековые распри между святым престолом и монархами средневековой Европы больше всею сказывались на Италии. Римско-католическая церковь еще безраздельно господствовала в дух жизни европ общества, когда в ней воскресало гуманистическое наследие античной философии и науки. 2 века спустя Италия озарила Европу эпохой Ренессанса. Творчества великого поэта Данте и выдающегося полит писателя Никколо Макиавелли.. 2 великих флорентийца черпали вдохновение своих размышлений из одного источника: истории Древнего Рима. Сравнение их политич мировоззрений тем более интересно, что каждый из них продолжал один из двух противоположных подходов к объяснению природы политич отношений и всемирного порядка. Империя, в понимании Данте необходима для достижения свободы всех людей. В своих работах "Пир" и "Монархия" он предлагал устройство гос институтов и установление мира между народами-гос-ми и королевствами на основе этики - науки о совершенном поведении, законности, морали, идеальной организации. Венчает политич философию Данте учение о мире и гармонии как основе счастья человека. Вдохновляясь историей античного Рима, Данте идеализировал роль римского права. В его идее всемирной монархии одни исследователи видят проект федерации, другие – конфедерации. В своих политич размышлениях Данте начертал утопический проект всемирного гос-ва, но утверждал преимущества светской власти над духовной.В политич философии Н. Макиавелли отведено место полезного орудия в управлении людьми. Он пришел к дерзновенному для своей эпохи выводу о том, что в основе политики и полит отношений лежит не христ. мораль, а интересы и сила. М считал определяющим в межгос-х отношениях фактор силы, состояние войны, а не мира. Это рассуждение часто служило основанием для утверждения, что, "по представлениям Макиавелли, мир не является наилучшим состоянием человеч. общества", что, "он не рассматривал мир в качестве цели МО и не призывал гос-ва к тому, чтобы они боролись за упрочение мира и безопасности в его время или когда-нибудь в будущем. В "Истории Флоренции" он упоминает о том, что Италия находилась "в довольно мирном состоянии" и с сожалением отмечает, что "среди этого всеобщего мира Флоренцию раздирали распри ее же собственных граждан. То есть Н. Макиавелли вовсе не был апологетом войны, но, будучи реалистом в истинном смысле этого слова, он был убежден в неизбежности войн и не видел перспективы их искоренения.
18. Международный порядок в интерпретации А. Данте и его идея «вселенской монархии».
Творчество великого поэта Данте Алигьери (1265 - 1321) символизирует переход социально-политической мысли от средневековой схоластики к рационализму Нового времени. Он черпал вдохновение своих размышлений из истории Древнего Рима
Данте Алигьери отказывался от средневековой аксиомы о греховной природе светского государства, как и всех человеческих учреждений. Он понимал его как результат добровольного стремления людей к политической ассоциации, но, из-за их эгоистического стремления к богатству, не видел возможности достижения счастья, справедливости без какой-то надгосударственной силы.
Такой силой Данте считал “вселенскую” монархию. “Необходимо, чтобы вся земля и чтобы все, чем дано владеть человеческому роду, было Монархией, то есть единым государством, имело одного государя, который... удерживал бы остальные государства в пределах их владений, чтобы между ними царил мир..., учитывал различные условия в мире, обладал бы для распределения различных и необходимых повинностей всеобщим и непререкаемым правом повелевать членами этого союза. Такой высокий долг называется не иначе,
как Империей... Тот же, кто поставлен выполнять эту обязанность, именуется императором”. Империя, как это ни парадоксально звучит в конце XX столетия, в понимании Данте необходима для достижения свободы всех людей. В своих работах “Пир” и “Монархия” он предлагал устройство государственных институтов и установление мира между народами-государствами и королевствами на основе этики – науки о совершенном поведении, законности, морали, идеальной организации. Венчает политическую философию Данте учение о мире и гармонии как основе счастья человека. Вдохновляясь историей античного Рима, Данте идеализировал роль римского права. В его идее всемирной монархии одни исследователи видят проект федерации, другие - конфедерации, а Л. М. Баткин объяснял ее как скрываемое стремление автора к национальному единству Италии.
Несомненно, что в своих политических размышлениях Данте начертал утопический проект всемирного государства, но утверждал преимущества светской власти над духовной. Как отмечают исследователи Данте, весь мир в его представлении как бы очеловечивается и вытесняется теоцентризм. Но на его рассуждениях о нравственных основаниях всемирной монархии, очевидно, все же сказывались средневековые представления.