Глобальные проблемы человечества и международные организации

1. Глобальные проблемы современности: сущность и типология.

2. Роль международных организаций в решении глобальных проблем современности.

1. Глобальные проблемы современности представляют собой совокупность наиболее острых мировых проблем, создающих угрозу всему человечеству, решение которых требует объединения усилий всего мирового сообщества. Они возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Нарастание глобальных проблем происходило постепенно, по мере развития цивилизации, но к концу ХХ века хрупкое равновесие между человеком и окружающим его миром было нарушено. Мощный рывок в развитии научно-технического прогресса, резкий демографический взрыв, накопление огромных запасов оружия массового уничтожения, рост социальных противоречий и т.д. послужили причинами многих проблем, приобретших планетарный характер. Однако, осознание этих проблем, многочисленные шаги по их устранению и предотвращению не избавило человечество от угрозы существованию. Более того, к ХХI веку появились новые проблемы, прежде всего, международный терроризм.

Особенность глобальных проблем состоит в том, что все они тесно взаимосвязаны и носят комплексный характер. При всем их многообразии, можно выделить следующие группы глобальных проблем: политические, экономические, экологические и социальные.

Среди проблем первой группы главное место принадлежит проблеме войны и мира. С окончанием «холодной войны» проблема сохранения мира не стала менее актуальной. Запасы вооружений на планете достигли таких размеров, что даже взрыв 1% из них может привести к «ядерной зиме» и уничтожению жизни на планете. Поэтому усилия международного сообщества сегодня должны быть направлены на обуздание гонки вооружений, разоружение, обеспечение международной безопасности, отказ от применения силы в международных делах, укрепление доверия между народами. Кроме того, высвобождение громадных средств и ресурсов, которые сейчас тратятся на милитаризацию, позволят расходовать их на решение других проблем

К проблемам второй группы относят проблему устойчивого развития. Принципы достижения устойчивого развития были сформулированы на Конференции ООН по развитию и окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992 г.) в документе под названием «Повестка дня на ХХI век». В этом документе выявлены и проанализированы разные стороны устойчивого развития мира: сохранение и рациональное использование природных ресурсов, борьба с бедностью, защита и улучшение здоровья людей, международное сотрудничество и т.д. В основу устойчивого развития положена идея согласованного управления тремя взаимосвязанными сферами – экономикой, экологией и социальными процессами. Без динамичного сбалансирования этих сфер не может быть ни устойчивого экономического роста, ни рационального использования природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений, ни социальной стабильности. Таким образом, реализация этой программы должна привести не только к экономическому росту отдельных стран, но и будет способствовать прогрессу всего человечества. Хотя, как отмечалось, сегодня нет средств для того, чтобы все страны (прежде всего, развивающиеся) могли достичь поставленных целей. Поэтому еще одной важной проблемой данной группы следует отнести проблему преодоления экономической и социальной отсталости слаборазвитых стран.

Третью группу составляют проблемы, связанные с окружающей средой: экологические, сырьевые, энергетические, продовольственные. В последние годы эти проблемы все чаще выдвигают на первый план. На экологическую проблемув её современном виде обратили внимание еще в 60-е годы ХХ столетия. В это время стали проявляться и усиливаться симптомы экологического кризиса.

Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы (одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации). Экологический кризис проявляется внарушении естественного баланса газового состава атмосферы и разрушении озонового слоя атмосферы. Повышение удельного веса углекислого газа в атмосфере планеты приводит к «парниковому эффекту» и, как следствие, потеплению климата на Земле, таянию ледников, повышению уровня мирового океана, затоплению огромных территорий. Разрушение озонового слоя приведет к губительному воздействию ультрафиолетовых лучей на все живое.

Острую экологическую проблему представляет сегодня состояние живой и неживой природы . В настоящее время ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель, погибает от пожаров и кислотных дождей более 11 млн. га леса. Под угрозой исчезновения находится до 10% растений и 30% животных. Биомасса суши уменьшилась на 7%, а её продуктивность на 20%. Интенсивность жизни в Мировом океане упала на 30%.В различных регионах планеты возникли зоны бедствия, где загрязнение окружающей среды превысило все допустимые нормы.

Техногенные катастрофы (например, авария на Чернобыльской АЭС) создают экологическую угрозу всему миру.

С экологической проблемой тесно связаны энергетическая, проблема исчерпаемости сырьевых ресурсов, продовольственная проблема.

К четвертой группе относятся проблемы социального характера, такие как демографическая, проблема межэтнических отношений, кризис культуры, нравственности, семьи и т.д. Главной из этих проблем является демографическая. Темпы роста населения Земли в последние десятилетия достигают 2% в год. Численность жителей Земли превысила уже 6 млрд. чел. При этом наблюдаются 2 тенденции: бурный прирост населения в развивающихся странах Азии, Африки, Южной Америки и сокращение рождаемости в развитых странах Европы. Первая тенденция ведет к растущей демографической нагрузке на биосферу и обострению социально-экономических противоречий в развивающихся странах, включая голод, болезни, массовую неграмотность, а вторая – к старению населения развитых стран, уменьшению трудоспособного населения и т.д. Неравномерность демографической ситуации разных регионов приводит к росту миграции населения их развивающихся стран и, как следствие, обострению социальных отношений, увеличению числа национально-этнических, расовых, межконфессиональных и иных конфликтов в развитых странах.

2. Взаимосвязь, масштабность и долговременность глобальных проблем по-новому ставит перед человечеством вопрос о том, как нейтрализовать или хотя бы ослабить их влияние. Речь идёт о необходимости совместного коллективного решения задач глобальной безопасности, объединения усилий всех стран мира, формировании действенных механизмов защиты человечества от глобальных угроз. Важнейшую роль в решении глобальных проблем современности призваны играть международные организации, Они повышают уровень организованности и управляемости мировым сообществом.

Международными называются организации, созданные в соответствии с международным правом для осуществления сотрудничества в политической, экономической, научно-технической, культурной и иных областях, членами которых являются представители двух и более стран. Международные организации имеют постоянные органы управления с определенной компетенцией, полномочиями и функциями. Они, как правило, создаются на основе многостороннего договора или специальных соглашений.

Становление международных организаций происходило поэтапно. Первые международные организации появились уже в древности, но в современном виде они появились в ХIХ веке. Наиболее активную роль международные организации стали играть со второй половины ХХ века. Они являются не только форумом, на котором разные государства представляют и отстаивают свои национальные интересы, но и организаторами совместных усилий по решению глобальных проблем современности. В настоящее время растет количество таких организаций и их влияние на мировую политику.

Международные организации принято подразделять на две большие группы: межправительственные (межгосударственные) и неправительственные.

Межправительственные организации являются стабильными объединениями государств. И обладают рядом признаков.

Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.

Во-вторых, международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства или даже межправительственные организации.

В-третьих, цель создания международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. (За исключением ООН, которая координирует деятельность государств почти во всех областях). В этом случае международная организация выступает посредником между государствами – членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

В-четвертых, каждая международная организация должна иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации, и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

В-пятых, международная организация имеет самостоятельные международные права и обязанности, т. е., обладает автономной волей, отличной от воли государств – членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами.

Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками, считается международной межправительственной организацией. Они организации имеют больше рычагов влияния на политику, чем неправительственные.

Неправительственными организациями считаются такие организации, которые учреждаются не на основе межправительственного соглашения, а на основе частных инициатив. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее, чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений и заставляют все больше считаться с ними как правительства отдельных стран, так и международные межправительственные организации. Определенным преимуществом неправительственных организаций является отсутствие бюрократических структур и возможность прямого воздействия на парламенты и правительства своих стран. МНПО оказывают большую помощь нуждающимся в различных регионах мира. По некоторым оценкам, эта помощь уже превышает ту, что оказывает вся система ООН.

Неправительственные организации выступают в качестве альтернативных или неофициальных каналов взаимодействия в мировом сообществе, способствующих становлению глобального гражданского общества. (Под глобальным гражданским обществом подразумевается организованное в глобальном масштабе объединение людей, которые независимо от национальной, расовой, конфессиональной принадлежности или гражданства разделяют общенациональные ценности, принимающее участи в решении проблем мирового развития.)

Международные организации могут выступать как от своего имени, так и от имени входящих в них государств. Разрешая те или иные проблемы, они на добровольной и равноправной основе вырабатывают возможные решения с учетом законных интересов всех участников мирового политического процесса. Существование и деятельность международных организаций раскрывает более широкие возможности сближения всего человечества и способствует наиболее быстрому развитию цивилизации.

Существуют различные классификации международных организаций:

- универсальные (ООН);

- региональные; Европейский Союз (ЕС), Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация американских государств, Лига Арабских Государств и др;

- межрегиональные: Организация Исламская Конференция,

· экономические: Международный Валютный Фонд (МВФ) , Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР), Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ) и др.;

· организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства: Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ) и др.;

· демографические организации: Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ), Всемирная Федерация Демократической Молодежи (ВФДМ), Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ);

· профессиональные организации: Международная Организация Уголовной Полиции (ИНТЕРПОЛ), Международная Организация Журналистов (МОЖ), Международная Ассоциация Политических Наук (МАПН);

· организации в области культуры и спорта: Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки (ЮНЕСКО), Международный Олимпийский Комитет (МОК), Международная Федерация Футбола (ФИФА) и др.;

· военные организации: Организация Североатлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС);

· профсоюзные организации: Международная Федерация Профсоюзов (МФП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ), Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП);

· организации в поддержку мира и солидарности: всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Организация Солидарности Народов Стран Азии и Африки (ОСНАА);

· религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианское Движение в Защиту Мира или Христианская Мирная Конференция (ХМК);

· экологические организации: Гринпис и др.

Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 году. Членом ООН может стать любое государство, которое готово признать ее Устав и принять на себя вытекающие из него обязательства. Сегодня членами ООН являются 192 страны. Структуру руководящих органов, согласно ст. 7 Устава, составляют Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, за исключением Совета Безопасности. Решения Генеральной Ассамблеи имеют для членов ООН рекомендательный характер. Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он состоит из 5 постоянных членов (Великобритания, США, Франция, Россия и Китай) и 10 непостоянных. Решениям Совета Безопасности обязаны подчиняться все члены ООН. Экономический и социальный совет осуществляет под руководством Генеральной Ассамблеи функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Совет по опеке был призван следить за осуществлением государствами, управляющими подопечными территориями, основных задач международной системы опеки. В 2000 году ООН объявила о конце существования колониальных и зависимых территорий в мире, в связи с чем миссия Совета по опеке завершилась. Международный суд – главный судебный орган ООН. Секретариат является главным административным органом ООН. Он состоит из Генерального секретаря – главного административного должностного лица организации – и международного персонала.

ООН называют универсальной организацией по обеспечению мира и безопасности во всем мире путем содействия установлению отношений всестороннего сотрудничества между народами. В преамбуле Устава ООН провозглашаются следующие цели:

- избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права и свободы человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций;

- создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права;

- содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, проявлять терпимость и жить в мире друг с другом как добрые соседи и объединять усилия народов для поддержания международного мира и безопасности;

- использовать исполнительные органы ООН для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов;

- поддерживать международный мир и безопасность, улаживать международные споры в соответствии с принципами справедливости и международного права.

Решению этих задач призвано содействовать большое количество международных организаций, входящих в систему ООН. Специализированными учреждениями ООН являются Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная организация труда (МОТ),Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международный союз электросвязи (МСЭ) и др. При ООН действуют управления:

- Верховного комиссара по делам беженцев;

- Верховного комиссара ООН по правам человека;

- по вопросам космического пространства;

- по координации гуманитарной деятельности;

- по обслуживанию проектов;

- по правовым вопросам, служб внутреннего надзора;

- по устойчивому развитию.

Кроме того, ООН реализует ряд международных программ: по контролю над наркотическими средствами, по окружающей среде (ЮНЕП), Программу развития ООН (ПРООН), мировую продовольственную и по вирусу иммунодефицита человека.

За время своего существования ООН внесла большой вклад в развитие международного права, содействовала процессу ликвидации колониальной зависимости и обретению народами Азии, Африки и бассейнов Тихого и Атлантического океанов государственной независимости. Однако в реализации своей главной задачи – обеспечения международного мира и безопасности, предотвращения конфликтов между странами и народами, достижения фактического равенства всех государств – ООН оказалась наименее эффективна: на период ее существования приходятся ¾ региональных и локальных конфликтов ХХ - ХХІ веков. Не случайно в последние годы развернулась бурная дискуссия о необходимости реформирования Организации объединенных наций. Тем не менее, ООН остается самым влиятельным фактором мировой политики. Особенно значителен вклад, который вносят действующие под эгидой ООН международные организации в решение глобальных проблем современности.

Реализацию социального развития в развивающихся странах ООН связывает с утверждением нового Международного экономического порядка. Декларация и программа действий по его установлению были приняты ООН в 1974 г. Основной её целью выступало повышение доли развивающихся стран в мировом промышленном производстве. Экономические проблемы призваны решать также такие организации, как ПРООН (Программа ООН по развитию), КУР (Комиссия ООН по устойчивому развитию), ЮНИДО (Программа ООН по промышленному развитию), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества) и др.

Наряду с задачами преодоления экономического отставания развивающихся стран большое место в деятельности международных организаций занимает решение продовольственной проблемы. Среди организаций, входящих в систему ООН, проблемами продовольствия и сельского хозяйства занимаются продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН-ФАО, Всемирный продовольственный совет, Экономический и социальный совет ООН и его региональные комиссии, Международный банк реконструкции и развития и др. организации.

Важную роль играют международные организации в решении энергетической проблемы. Среди них международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) и другие международные организации. Они занимаются не только текущими вопросами развития энергетики, но и проблемами её глобального развития. Подготавливаемые ими прогнозы позволяют полнее представить будущее энергетики и последствия возможных решений по развитию энергетического порядка.

Действующий при Экономическом и социальном совете ООН Комитет по науке и технике ориентируется на подготовку всемирного плана действия по применению достижений науки и техники, разработку единой научно-технической политики. Среди финансовых организаций, содействующих экономическому развитию следует назвать Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ) и др.

В центре внимания международных организаций находятся вопросы охраны окружающей среды. Большую работу в этой области проводит ЮНЕП – созданная в 1972 г. специальная организация ООН, занимающаяся проблемами сохранения среды обитания. Итогом координационной деятельности ЮНЕП и др. организаций стала Общественная программа ООН по окружающей среде. Кроме того, ЮНЕП ведёт ряд совместных работ с международными неправительственными организациями, и в первую очередь с Международным союзом природы и природных ресурсов и Научным комитетом по окружающей среде Международного совета научных союзов. Большую работу проводят такие организации, как Greenpeace, Европейское бюро по окружающей среде и др. В рамках международного сотрудничества подписано большое количество конвенций, протоколов и других актов. Например, Венская конвенция об охране озонового слоя, Конвенция ООН о биологическом разнообразии, Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием, Конвенция по стойким органическим загрязнителям, Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и др.

Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов. Принципиальна позиция Беларуси в том, что именно ООН должна стать консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии и тактики действий международного сообщества в области борьбы с международным терроризмом. Республика Беларусь занимает активную позицию в таких вопросах, как борьба с любыми проявлениями неонацизма, терроризма, торговля людьми. Беларусь присоединилась ко всем без исключения конвенциям ООН по борьбе с терроризмом и является их ответственным участником, твердым противником распространения оружия массового уничтожения, инициатором резолюции ООН о запрете создания новых систем такого оружия.

Республика Беларусь является членом многих международных организаций. Среди них выделим: Содружество Независимых Государств (СНГ, 1991), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, 200), Единое экономическое пространство (ЕЭП. 2003), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ, 2002), Международная организация по миграции (МОМ, 2005), Конференция ООН по разоружению (1996), Всемирная таможенная организация (ВТО, 1993), Международный научно-технический центр (МНТЦ, 1993), Международный центр научно-технической информации (МЦНТИ, 1993), Всемирный энергетический совет (ВЭС, 1992), Всемирная туристическая организация (ВТО, 2005), Международная организация космической связи (ИНТЕРСПУТНИК, 1993), Международная организация спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ, 1993), Организация по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ, 1992), Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП, 1997), Европейская спортивная конференция Инициатива (ЦЕИ, 1996) и много других

Таким образом, в условиях развития противоречивого и в то же время взаимозависимого мира тесное международное сотрудничество, критическое осмысление существующих достижений и просчётов является одним из условий объединения прогрессивных сил в поисках социально приемлемых для человечества путей и средств разрешения глобальных проблем современности.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте причины возникновения глобальных проблем современности.

2. Охарактеризуйте основные группы глобальных проблем и критерии их выделения.

3. Что означает понятие «глобальное гражданское общество»?

4. Какова роль международных организаций в решении глобальных проблем современности?

Литература

Основная:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Миснк, 2005 .

2. Антанович, Н.А. Методология политической науки: пособие для студентов /Н.А. Антанович. – Минск, 2001.

3. Антонова Н.Б. теория и методология государственного управления /Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л. Вечер. – Минск, 2004.

4. Белякович, Н.Н. Политология /Н.Н. Белякович. – Минск, 2001.

5. Бондарь. П.И. Политология: учеб.-метод. комплекс /П.И. Бондарь, Ю.П. Бондарь. – Минск, 2003.

6. Гаджиев, К.С. Политология: учебник /К.С. Гаджиев. – М., 2005.

7. Зеркие, Д.П. Основы политологии: курс лекций /Д.П. Зеркин. – Ростов н/Д, 1996.ъ

8. Ильин, В.В. Политология: учеб. для вузов /В.В. Ильин. – М., 2001

9. Лебедева, М.М. Мировая политика: учеб. для вузов /М.М. Лебедева. – М., 2003.

10. Мальцев, В.А. Основы политологии: учеб. для вузов /В.А. Мальцев. – М., 1997.

11. Мельник, В.А. Политология: учебник /В.А. Мельник. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2008.

12. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии /В.А. Мельник. – Минск, 2004.

13. Основы идеологии белорусского государства: учеб.-метод. пособие /В.В. Шинкарев, Г.В. Корзенко, С.П. Романова и др.; под общ. ред. В.В. Шинкарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2009.

14. Панврин, А.С. Политология. Западная и Восточная традиции: учеб. для вузов /А.С. Панарин. – М., 2000.

15. Пирожник, И.И. Геополитика в современном мире: учеб. пособие /И.И. Пирожник. – Минск, 2008.

16. Политология: хрестоматия /сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М., 1999.

17. Политология: практикум /Н.П. Денисюк [и др.]; под общ. ред. С.В. Решетникова. – Минск, 2008.

18. Решетников, С.В. Политология /С.В. Решетников [и др.]; под ред. С.В. Решетникова. – Минск, 2005.

19. Соловьев, А.И. Политология: политическая теория, политические технологии /А.И. Соловьев. – М., 2003.

20. Цыганков, П.А. Теория международных отношений /П.А. Цыганков. – М., 2002.

Дополнительная:

1. Алмонд, Г. Сравнительная политология сегодня: мировой обзор /Г. Алмонд [и др.]; пер. с англ. – М., 2002

2. Бурдье, П. Социология политики /П. Бурдье. – М., 1993.

3. Василевич, Г.А. Органы государственной власти в Республике Беларусь (конституционно-правовой статус): учебное пособие /Г.А. Василевич. – Минск, 1999.

4. Вшивцева, М.Н. Глобализация как явление и ее роль в современном политическом процессе /М.Н. Вшивцева. – Екатеринбург, 2004.

5. Данилов, А.Н. Преходное общество: проблемы системной трансформации /А.Н. Данидлов. – Минск, 1997.

6. Дегтярев, А.А. Основы политической теории /А.А. Дегтярев. – М., 1998.

7. Дугин, А.Г. Философия политики /А.Г. Дугин. – М., 2004.

8. Земляков, Л.Е. Религиозные процессы в Беларуси: проблемы государственно-правового регулирования /Л.Е. Земляков. – Минск, 2004.

9. Зенчанка, В.А. Праблемы мадэнізацыі палітычнай сістэмы грамадства: гістарычны вопыт і сучаснасць /В.А. Зенчанка // Весці БДПУ. – Сер. 2. Гісторыя, філасофія, паліталогія, сацыялогія, эканоміка, культуралогія. – 2007. - № 3. – С. 60–63.

10. Панарин, А.С. Глобальное политическое прогнозирование /А.С. Панарин. – М., 2000.

11. Пикулькин, А.В. Система государственного управления /А.В. Пикулькин. – М., 2000.

12. Решетников,С.В. Теория процесса принятия управленческих решений /С.В. Решетников. – Минск, 2003.

13. Улахович, В.Е. Международные организации: справочное пособие /В.Е. Улахович. – Митнск, 2005.

14. Халипов, В.Ф. Кратология как система наук о власти /В.Ф. Халипов. – М., 1999.

15. Шинкарев В.В. Местное самоуправление: проблемы реформирования: монография. – Минск, 2005.

Содержание

Предисловие

Модуль 1. Теория и методология политической науки

1. Политика как социальное явление и объект исследования.

2. Политическая власть.

3. Политический режим.

4. Политическая система общества.

Модуль 2. Политические институты в Республике Беларусь и современном мире.

5. Государство как политический институт

6. Правовое государство и гражданское общество.

7. Институты государственной власти в Республике Беларусь.

8. Политические партии и партийные системы.

9. Общественные движения и организации.

Модуль 3. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире.

10.Политический процесс: сущность, структура, стадии

11.Политическая модернизация общества.

12.Политическая деятельность и политическое участие.

13.Политическая элита

14.Политическое лидерство

15.Выборы и избирательные системы

16.Политическая культура

17.Политическая социализация и политическое поведение.

18.Политические конфликты и кризисы

Модуль 4. Государственная политика и управление в Республике Беларусь

19.Государственная политика и управление как категории политической науки

20.Государственная молодежная политика

21.Политика государства в сфере конфессиональных и национальных отношений.

Модуль 5. Международные политические отношения и геополитика

22.Международные отношения и внешняя политика государств

23.Геополитика и процессы глобализации в современном мире

24.Глобальные проблемы человечества и международные организации.

Литература

Наши рекомендации