Глава 3. Период неолита. Новый каменный век

Особенности европейского неолита. Эпоха неолита ознаменовалась переходом от присваивающего к производящему виду хозяйства. Открытие человеком новых возможностей добычи пищевых ресурсов путем выращивания культурных растений и разведения домашних животных по праву называют «неолитической революцией». Это действительно была своеобразная революция, которая продолжалась несколько тысячелетий.

В неолите, приблизительно в VI-V тыс. до н. э., на севере Приднестровья распространились лесостепи, где луга чередовались с дубовыми и дубово-грабовыми лесами. На юге - вплоть до Черного моря - простиралась типчаково-ковыльная степь, обрамленная по долинам Днестра и его притоков пойменными лесами. Здесь водились медведи, дикие лошади, тарпаны, кабаны, зубры, косули, грызуны и птицы. Реки были богаты рыбой разнообразных видов. Наступившее потепление и сухость климата привели к сокращению лесных массивов в поймах рек, что повлекло за собой изменение их водного режима, усиление паводков и, как следствие, интенсивное отложение плодородного ила в речных долинах.

По последним археологическим данным, в пределах Восточной Европы в эпоху неолита скотоводство предшествовало земледелию. Новые формы хозяйства первоначально сложились в странах Древнего Востока, откуда спустя несколько тысячелетий проникли в Северо-Западное Причерноморье, и в частности в Приднестровье. С Древнего Востока через Балканы были занесены и все виды культурных растений, дикие предшественники которых в этом регионе не произрастали. Но если на Востоке первыми одомашнились коза и овца, то здесь - свинья и бык, чьи предки были широко распространены в Европе. Зачатки одомашнивания связаны с содержанием в неволе раненных животных или их детенышей, которые легко привыкали к человеку.

Становление и развитие производящего хозяйства данной эпохи сопровождались дальнейшим усовершенствованием и появлением новых орудий труда. Наибольший расцвет получила каменная индустрия. Высокого уровня достигает техника обивки, скалывания, отжимки, ретуши кремневых изделий, а также техника их окончательной отделки путем шлифовки и полировки, пиления и сверления. Для производства орудий наравне с традиционными использовались новые породы мягких и твердых минералов: сланец, змеевик и гранит. Наиболее характерными для этого периода являются шлифованные каменные топоры и тесла, которые отличаются разнообразием и пропорциональностью форм. Скорее всего, они были предназначены для вырубки леса под пашни, а в ряде случаев использовались как боевое или парадное оружие. Наряду с каменными появляются и медные орудия труда, однако в позднем неолите они еще не имеют большого производственного значения.

Из других качественных достижений неолита следует выделить появление лепной керамической посуды для бытовых нужд, распространение прядения и ткачества, зарождение колесного транспорта. Одновременно начинают изготовляться лодки-однодеревки, выдолбленные из целого ствола дерева, а также весла, лыжи и сани. В земледелии находят применение деревянные и роговые рала, животные используются в качестве тягловой силы.

Для своих поселений неолитические люди выбирали плодородные места на берегах рек, часто у природных выходов камня на поверхность.

Этот период характеризуется бытованием этнокультурных общностей, нашедших свое отражение в четко оформившихся археологических культурах. Для раннего неолита таковой является известная на территории Поднестровья буго-днестровская культура.

Буго-днестровская культура. Буго-днестровская культура получила свое название по географическим терминам, поскольку возникла в VII-VI тыс. до н. э. на обширной территории от среднего Днестра до Южного Буга. Считается, что она зародилась на этапе перехода от мезолита к неолиту в результате смешения местного мезолитического населения с племенами, проникшими в этот регион из Балкано-Карпатского района.

На правом берегу Днестра в окрестностях г. Сороки была открыта группа поселений этой культуры. Несмотря на то что здесь проводились незначительные по масштабам исследования, полученный неолитический материал оказался достаточно многочисленным и разнообразным.

Раскопки показали, что обитавшие на этой территории носители буго-днестровской культуры устраивали свои поселения на низких речных террасах, удобных для рыбной ловли и земледелия. Со временем повышение уровня паводковых вод вынудило древних людей переселиться в отдаленную от русла высокую часть поймы и на склон первой надпойменной террасы Днестра. Обнаруженные поселки были, как правило, небольших размеров и состояли из 3-8 жилищ. Наряду с полуземлянками строились и наземные жилища, которые отапливались открытыми очагами. Размеры жилищ колебались от 20 до 70 кв. м, и каждое из них могло вмещать несколько семей.

Сорокские памятники буго-днестровской культуры представлены грубыми лепными сосудами овальной либо шарообразной формы и чашами, украшенными волнистым или прямолинейным орнаментом, а также ногтевыми защипами. В керамике хорошо сохранились примеси травы, мякины и злаков. Показательно преобладание плоскодонной посуды, что характерно для племен с оседлым образом жизни. Однако встречаются и остродонные сосуды, привнесенные, вероятно, полуоседлым охотничье-скотоводческим населением Поднепровья. На поселениях обнаружены также новые орудия труда, предназначенные для земледелия и обработки его продуктов: мотыги из рогов оленя, жатвенные ножи и серпы, состоящие из кремневых пластин, вставленных в костяную рукоятку, каменные зернотерки. На этой территории впервые появляются шлифованные каменные топорики и тесла. Обнаруженные находки позволяют сделать вывод, что племена буго-днестровской культуры выращивали различные виды пшеницы, ячмень и, возможно, просо.

В экономике данной культуры одно из ведущих мест занимало рыболовство. На протяжении всего развития на поселениях встречается множество костей разнообразных рыб: сома, вырезуба, осетровых, окуня, реже - плотвы и язя. Объектами ловли были рыбы различных размеров: от 10 до 200 см. Проведенные подсчеты показали, что общий вес 17 сомов, остатки которых были обнаружены на поселении Сороки (V), достигал более полутонны. Крупную рыбу, надо полагать, ловили гарпунами, а мелкую - костяными крючками. Большое количество костей мелкой рыбы предполагает широкое использование сетей и заколов, а также плотов и лодок.

Охота, занимавшая главенствующее положение в ранних комплексах культуры, постепенно сдает свои позиции в пользу скотоводства, роль которого неуклонно возрастает. Основными объектами охоты по-прежнему остаются зубр (тур), лось, лошадь, бурый медведь, благородный олень, дикий кабан. Однако на поселении уже достаточно часто встречаются кости домашних животных: крупного рогатого скота, свиньи и собаки. На всем протяжении развития культуры не теряет значения и собирательство.

Уникальное открытие на поселении буго-днестровской культуры было сделано у с. Цикиновка (Украина), на левом берегу Днестра, напротив южной окраины г. Сороки. Здесь найдено пока единственное человеческое захоронение. Оно находилось на уровне пола, у края одного из жилищ. По определению антропологов, костяк принадлежал женщине маленького роста (142-143 см), умершей в возрасте 55-60 лет. Хорошо сохранившаяся нижняя челюсть позволила установить на зубах профессиональную деформацию, связанную с длительным и постоянным нажимом. Можно предположить, что женщина занималась каким-то определенным процессом, возможно, затягиванием узлов или вязанием рыболовных сетей.

Все жители одного поселка составляли родовую общину, члены которой находились в родственных связях, поскольку были объединены общими предками - счет родства велся по материнской линии. Относительно единые по происхождению и, очевидно, по языку носители буго-днестровской культуры составляли самостоятельное племенное образование с различными подразделениями. Одно из них оставило памятники поднестровского варианта данной культуры, найденные близ г. Сороки.

С развитием земледелия и скотоводства в религиозных верованиях появились новые культы: плодородия и великой богини-матери, которые отражены в орнаменте керамики. На обнаруженных предметах присутствуют такие элементы, как ромбы, символизирующие плодородие, и ряды ногтевых защипов, изображающих пшеничный колос. К религиозным символам относятся и своеобразные подвески-амулеты, изготовленные из гальки и костей животных. Особенно показательны появившиеся в это время редкие женские статуэтки, связанные с образом богини-матери и культом плодородия. Не случайным, вероятно, является и захоронение старой женщины под полом одного из жилищ на поселении Цикиновка.

В силу слабой изученности памятники буго-днестровской культуры пока не открыты в Приднестровье. Однако факт их существования на левобережье Днестра подтверждают раскопки целой серии стоянок в районе г. Сороки и поселения Цикиновка. Нет сомнений, что планомерные археологические разведки в этом регионе приведут к новым открытиям аналогичных памятников этой культуры.

Культура линейно-ленточной керамики. Эта культура получила свое название по своеобразной орнаментации керамической посуды и сменила на этой территории буго-днестровскую культуру. Общность ее носителей, по мнению исследователей, сложилась в Центральной Европе еще в первой половине V тыс. до н. э. на базе местного мезолитического населения, воспринявшего многие черты более развитых раннеземледельческих обществ Среднего Подунавья. На территории Днестровско-Прутского междуречья культура линейно-ленточной керамики распространилась на позднем этапе своего развития - около середины V тыс. до н. э. Она охватила значительные лесостепные пространства Верхнего и Среднего Поднестровья, Попрутья и Сирета. Проникнув в Поднестровье, пришлое население застало здесь носителей буго-днестровской культуры, и какое-то время они сосуществовали. Однако впоследствии более многочисленные пришлые племена, вероятно, ассимилировали местное население.

Носители данной культуры занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством и рыбной ловлей. На поселениях были найдены кремневые вкладыши серпов, каменные зернотерки, шлифованные топоры, тесла и другие орудия. Среди возделываемых растений преобладали пшеница, ячмень, горох и вика. В отличие от своих предшественников, племена линейно-ленточной керамики разводили овец, коз, крупный рогатый скот и свиней. Обнаруженные глиняные пряслица и грузила от ткацких станков говорят о том, что их обитатели умели прясть пряжу и на специальных станках изготавливали из нее ткань.

На сегодняшний день левобережье Днестра не располагает памятниками этой культуры, однако на правом берегу были открыты два местонахождения данного времени. На одном из поселений у г. Сороки (V) в урочище «Волна» в культурном слое буго-днестровской культуры был найден фрагмент сосуда линейно-ленточной керамики с нотным орнаментом. Вероятно, он попал сюда в результате межплеменных обменов. У пос. Слободзея-Воронково Сорокского района в отложениях высокой поймы Днестра были прослежены остатки двух полуземлянок и незначительный культурный слой, предположительно отнесенный к данной культуре.

Столь малое количество памятников этого времени в Поднестровье свидетельствует о том, что исследуемый регион являлся восточной границей распространения культуры линейно-ленточной керамики. Вместе с тем не исключено, что дальнейшее его изучение приведет к открытию новых памятников эпохи неолита.

Развитие двух неолитических культур подготовило появление в Поднестровье высокоразвитой эпохи меднокаменного века - энеолита.

Наши рекомендации