Молодежь как специфическая социальная группа, объект и субъект идеологической работы

Что же такое молодежь? Существует много трактовок данного понятия. Наиболее общая из них гласит, что молодежь – это большая общественная группа
в возрасте от 14 до 31 года, имеющая специфичные социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей. Верхняя и нижняя возрастные границы молодежной группы различаются в разных странах и разных отраслях деятельности человека (статистика, демография, социология, образование, криминалистика и т. д.). Именно на этот период приходятся главные «социодемографические» события в жизни человека: получение среднего и высшего образования, выбор и приобретение профессии, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

В нашей стране в категорию «молодежь» попадает более 2,5 млн человек (данные отчета Министерства образования Республики Беларусь конца 2011 г.), т. е. четвертая часть населения. Это определяет значимость проводимой государством молодежной политики.

Среди молодых граждан республики сохраняется небольшое преобладание мужчин – 51 % (женщин – 49 %). В городской местности проживает 81 %.

Современное поколение должно шагать в ногу со временем, научиться отвечать на его новые вызовы и угрозы. В идеологической работе в наши дни следует постоянно иметь в виду, что ее объектом является по преимуществу то поколение молодых белорусов, которое родилось в суверенной и независимой стране. Это специально подчеркивает Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, обращая внимание на то, что «…вступает во взрослую жизнь новое, первое поколение бело­русов, родившихся и выросших в суверенном государстве. Их Родина – Республика Беларусь. Их будущее – это будущее этой страны. Новому поколению жить в новом времени – полном кардинальных изменений и тревожных вызовов. Наша с вами общая задача как эффективной власти современной Беларуси – сделать все, чтобы превратить эти вызовы в возможности и в успех страны»[53].

Молодежная политика всегда была и остается важнейшей составной частью политики современного белорусского государства. Концептуальные основы госу­дарственной молодежной политики сформулированы в Конституции Республики Беларусь, указах Президента, постановлениях Совета Министров. Сошлемся в этой связи на Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 616
«О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведе­ниях государственной собственности, высших учебных заведениях потребительской кооперации и высших учебных заведениях Федерации профсоюзов Беларуси
на платной основе», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 фев­раля 2003 г. № 176 «О порядке предоставления кредита для оплаты первого высшего образования» и от 18 июля 1997 г. № 736 «О мерах по содействию в трудоустройстве студентов и учащихся в свободное от учебы время» и др.[54]

Цель государственной молодежной политики – создание благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежи.

Субъектами государственной молодежной политики Республики Беларусь являются: а) молодые граждане в возрасте до 31 года; б) молодые семьи, в которых один из супругов находится в возрасте до 31 года; в) молодежные общественные объединения.

Государственная молодежная политика – это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

В республике сформулированы и определены основы государственной молодежной политики, изложенные в Законе Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. № 1629-XII «Об общих началах государственной молодежной политики
в Республике Беларусь». В нем установлены основные принципы государственной молодежной политики: сочетание государственных, общественных интересов с инте­ресами и правами молодых граждан; последовательность и комплексность; научная обоснованность; учет интересов и потребностей молодых граждан; гласность
и открытость; гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан; участие самой молодежи в разработке и реализации молодежной политики.

Указанный Закон устанавливает, что высшие органы государственной власти Беларуси определяют общие организационные, социальные, экономические и право­вые начала молодежной политики. Он формулирует основы правового статуса молодых граждан и молодежных объединений, закрепляет государственные гарантии реализации молодежной политики.

Молодежная политика проводится по четырем основным направлениям: 1) комплексное развитие работы с молодежью на республиканском и региональном уровнях; 2) оптимизация системы органов по работе с молодежью; 3) совершенствование нормативной правовой базы государственной молодежной политики; 4) создание сильной молодежной организации (общественное объединение «БРСМ», Республиканский союз общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций»). Образование, трудоустройство, заня­тость, охрана здоровья являются важнейшими приоритетами молодежной политики.

С 1996 г. основные мероприятия по реализации молодежной политики осуществляются в соответствии с республиканскими программами «Молодежь Беларуси» и другими документами государственного и местного уровней. В наши дни особое значение имеют патриотическое воспитание молодых граждан, формирование у них политической культуры, стимулирование ответственного и активного участия
в общественно-политической жизни Республики Беларусь; формирование правового сознания и высокой правовой культуры, законопослушного поведения; создание условий для более активного и эффективного включения молодежи в социально-экономическую жизнь общества; совершенствование системы социальной защиты молодежи и молодой семьи; развитие международного молодежного сотрудничества; информационное обеспечение системы работы с молодежью и др.

Одной из приоритетных задач государственной молодежной политики высту­пает социальная защита молодежи. Ее основными направлениями являются поддержка учащейся молодежи, содействие занятости несовершеннолетних и трудо­устройству моло­дых специалистов, решение жилищной проблемы, социальная помощь молодой семье.

Социальная защита учащейся молодежи включает в себя различные льготы при поступ­лении, стипендиальное обеспечение, наличие общежитий для иногородних студентов.

Актуальной социальной проблемой для студенчества является обеспечение жильем на период учебы. По инициативе Главы государства, принявшего во внимание серьезность проблемы, в г. Минске идет строительство комплекса «Студенческая деревня» со своей инфраструктурой: общежитиями, физкультурно-оздоровительным и культурно-развлекательным комплексами, поликлиниками и др.

Молодежь – одна из самых уязвимых категорий населения на рынке труда, поскольку отсутствие необходимого практического опыта иногда становится серьезным препятствием для молодых людей, начинающих трудовую жизнь.

Основными направлениями государственной политики по обеспечению эконо­ми­ческой самостоятельности молодежи являются: создание условий для занятости молодежи; содействие профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан; формирование и реализация программ соци­альной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; поддержка молодежного предпринимательства; финансовая поддержка мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, в том числе для несовершеннолетних,
а также лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности
в поиске работы.

Хорошими возможностями трудоустройства молодежи из числа выпускников государственных учреждений являются предоставление первого рабочего места по рас­пределению, создание субсидированных рабочих мест для временного трудо­устройства.

Основная задача государственной политики по укреплению института молодой семьи – социальная защита молодых граждан, вступивших в брак. В этой связи госу­дарство уделяет особое внимание семьям с детьми: осуществляет денежные выплаты, оказывает адресную материальную помощь, предоставляет трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы. Предоставление льготных кредитов на при­обре­тение домашнего имущества является хорошей формой финан­совой поддержки молодых семей.

Одной из самых острых продолжает оставаться проблема обеспечения жильем молодых семей. В целях содействия реализации права многодетных семей
на улучшение жилищных условий принят ряд указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, предусматри­вающих внеочередное включение этих семей в списки для получения льготных кредитов на строительство или приобретение жилых помещений, а также на финан­совую помощь в их погашении.

Предоставляя различные виды помощи, государство рассчитывает на молодежь как на основной ресурс в решении демографических проблем общества. Семейная политика государства направлена как на социальную защиту молодой семьи, так и на стимулирование рождаемости.

Важным направлением молодежной политики белорусского государства является поддержка талантливой и одаренной молодежи. В стране созданы и успешно функционируют специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специальный фонд Президента Рес­публики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Фонды осуществляют выплату стипендий и премий, оказывают единовременную материальную помощь, выделяют средства (гранты) на оплату стажировок учащихся, студентов, молодых педагогов.

Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» направлена на то, чтобы расширить возможности для самореализации талантливых молодых людей,
а их достижения и успехи использовать в целях социально-экономического и куль­турного развития нашей страны.

Вместе с тем важной особенностью идеологической работы с молодежью является то, что в ней очень многое зависит от самой молодежи, которая обычно больше ценит то, что создано ее собственными руками.

С этой точки зрения молодежь – одновременно и объект, и субъект идеологи­ческой работы. Понимание данного обстоятельства находит отражение в деятель­ности отечественных молодежных организаций. В частности, БРСМ успешно реализует проект с весьма красноречивым названием: Республиканский молодежный проект «100 идей для Беларуси» на лучшую инновационную идею в различных сферах социального и экономического развития страны, интересную для практиче­ской реализации. Его участниками могут быть молодые люди в возрасте от 14 до
31 года. Проект ориентирован на стимулирование инициативы и творчества моло­дежи, на появление молодых белорусских исследователей и рационализаторов, подлинных инноваторов всех сфер жизни нашего общества, в том числе и в идеологической работе. О ходе реализации данного проекта можно получить информацию на интернет-портале «Молодежь Беларуси» (см.: www.brsm.by).

Наши рекомендации