В2. Заполните пропуск в схеме
Виды социальной мобильности | |
Вертикальная | …………. |
В3. Установи соответствие между позициями и видами социального статуса: к каждой позиции первого столбца подбери соответствующие позиции из второго.
ПОЗИЦИИ ВИДЫ
1) мальчик А) предписанный
2) жена Б) достигаемый
3) внук
4) депутат
Запиши в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенеси в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В4. Найди в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведи цифры, под которыми они указаны (несколько вариантов ответа).
1) профессия
2) пол
3) цвет глаз
4) следование требованиям моды
5) уважение к родителям
6) семейное положение
Обведенные цифры запиши в порядке возрастания.
Часть 3.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С6.
Статус.
1. Принадлежность к родственной ячейке. Существует аспект дифференциального статуса, который индивид разделяет с другими членами любой родственной ячейки, характерной для данного общества. Принадлежность к ней может определяться как рождением, так и другими критериями, например в случае брака по личному выбору в нашем обществе.
2. Личные качества. Личные качества — это такие особенности человека, которые отличают его от других людей и которые могут рассматриваться как основание для того, чтобы оценивать его выше других: пол, возраст, личная привлекательность, ум, сила и пр. ...
3. Достижения. Достижения — это рассматриваемые как ценность результаты действий индивидов. Они могут воплощаться в материальных объектах. Это то, что может быть приписано прямому или косвенному действию индивида, за которое он морально ответственен...
4. Владения. Владения — это принадлежащие индивиду предметы (не обязательно материальными) которые характеризуются тем, что их можно передавать...
5. Авторитет. Авторитет — это институционально признанное право влиять на действия других независимо от непосредственного личного отношения этих других к направлению такого влияния, Авторитет осуществляется лицом, занимающим официальную должность или же другой социально определенный статус, как, например, статус родителя, врача, пророка. Вид авторитета и его степень представляют собой, естественно, один из наиболее важных критериев дифференцирующей оценки индивидов.
6. Власть. ...Лица, которые обладают властью в этом смысле слова, часто на деле пользуются ею для того, чтобы снискать себе прямое признание в той или иной форме. Более того, власть может быть — и, как правило, бывает — использована для получения узаконенного статуса (авторитета) и символов признания.
Статус любого данного индивида в системе стратификации общества может рассматриваться как результирующая всех оценок, на основании которых он получает статус по каждой из шести рассмотренных выше шкал.
Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации //Социальная стратификация.—М., 1992.—Вып. 1.—С. 120—121.
С 1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С 2. Что такое социальный статус? Дайте определение понятию, опираясь на знание курса обществознания, и приведите два-три примера социального статуса.
С 3. Какие характеристики социального статуса выделяет автор?
С 4. Какие из характеристик, выделяемых автором текста, можно отнести к прирожденному статусу? Приведите два своих примера прирожденного статуса.
С 5. Какие из характеристик, выделяемых автором текста, можно отнести к достигаемому статусу? Приведите два своих примера достигаемого статуса.
С 6. В качестве одной из характеристик социального статуса автор называет авторитет. Что автор понимает под этим понятием? Опираясь на знания по курсу обществознания, дайте определение понятию «авторитет».
Вариант 2.
Часть 1.
А1. Верны ли следующие суждения о структуре общества?
А. Структура общества определяется совокупностью действующих в нем норм.
Б. Основные элементы структуры общества - социальные институты и социальные группы.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А2. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?
А. Характер социальных отношений определяется потребностями и интересами взаимодействующих сторон.
Б. Характер социальных отношений определяется социальным статусом взаимодействующих сторон.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны