Принципы избрания законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ

1) Депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом.

2) Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом.

3) Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

4) Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ.

Порядок формирования органа: по единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов, а в двухпалатном органе – не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнит.власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Структура исполнительных органов гос. власти субъекта РФ определяетсявысшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исп. органа гос. власти субъекта РФ) избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидат: гражданин РФ, достигший 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства, вида на жительство, иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Кандидаты выдвигаются политическими партиями (не важно – является он членом партии или нет) или в порядке самовыдвижения.

Выдвижение кандидата политической партией и в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10% депутатов представительных органов МО и (или) избранных на муниципальных выборах глав МО субъекта РФ.

Конституцией (уставом), законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта РФизбирается депутатами законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ.

Кандидаты представляются в законодательный (представительный) орган гос. власти субъекта РФ Президентом РФ по предложениям политических партий, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов.

Президент РФ не позднее чем за 20 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ из предложенных ему кандидатур представляет 3х кандидатов для избрания на должность в законодательный (представительный) орган гос. власти субъекта РФ. В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ кандидаты представляются в срок, не превышающий 50 дней со дня досрочного прекращения полномочий.

Избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ. Если ни один кандидат не набрал необходимого числа голосов депутатов, то проводится повторное голосование по 2 кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (результат – по большинству голосов).

Высший исполнительный орган является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Он разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой гос. политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

Высший исполнительный орган гос. власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ. Высшее должностное лицо – указы и распоряжения.

61. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации: структура, компетенция, правовые акты.

ФЗ: «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОН. (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОС. ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ».

Законодательный орган имеет статус постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти субъекта РФ. Его функциисоставляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения, а также самостоятельное решение вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей дея-ти. Законодательный орган обладает правами юр. лица, имеет гербовую печать. Наименование закон органа гос. власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических, нац. и иных традиций субъекта.

Депутаты закон. органа государственной власти субъекта РФ избираются гражданами России, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с федеральным законодательством, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются федеральным законодательством, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Большинство законодательных органов субъектов РФ являются однопалатными. Законодательные органы субъектов РФ формируются в ходе специальных выборов на основе мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Не менее 50% депутатов законодательного органа субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.

Число депутатов законодательного органа гос. власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Численный состав депутатских мандатов колеблется от 11 в Таймырском автономном округе до 194 депутатов в Республике Башкортостан. Срок полномочий депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ, но не может превышать пяти лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ.

Расходы на обеспечение деятельности законодательного органа гос. власти субъекта РФ предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от др. расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и распоряжение средствами бюджета субъекта РФ в процессе его исполнения закон. органом, отд. депутатами или группами депутатов не допускаются. При этом полномочия законодательного органа субъекта РФ по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются.

Законодательный орган является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Правомочность заседания законодательного органа определяется законом субъекта РФ. Заседания законодательного органа являются открытыми, но допускается и закрытая форма, что устанавливается регламентом органа.

Полномочиязаконодательного органа достаточно обширны. Это:

1) утверждение программ социально-экономического развития региона;

2) установление налогов и сборов и порядка их взимания (по предметам ведения субъекта);

3) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, установление отчетности о расходовании средств этих фондов;

4) управление и распоряжение собственностью субъекта РФ;

5) утверждение и расторжение договоров субъекта РФ;

6) установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;

7) установление порядка проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ;

8) проведение выборов в органы местного самоуправления;

9) определение административно-территориального устройства и порядка его изменения;

10) утверждение схемы управления субъектом РФ.

Закон.орган гос. власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта.

Законом субъекта РФ:

1) утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении;

2) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления;

3) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;

4) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

5) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении;

6) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и иных;

7) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

8) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;

9) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

10) устанавливается адм.-территориальное устройство субъекта и порядок его изменения;

11) устанавливается система исполнительных органов гос. власти субъекта РФ.

Постановлением законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ:

1) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

2) оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ;

3) назначаются на должность и освобождаются отдельные должностные лица;

4) оформляется согласие на назначение на должность отдельных должностных лиц субъекта РФ, если такой порядок предусмотрен Конституцией, ФЗ и уставом субъекта РФ;

5) назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

6) назначается референдум субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом;

7) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный орган гос. власти субъекта РФ принимал участие в соответствии с уставом субъекта;

8) утверждается соглашение об изменении границ субъекта РФ;

Законодательный орган гос. власти субъекта РФ в установленных конституцией (уставом) субъекта и законами субъекта РФ пределах и формах осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных гос.х внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам.

Полномочия закон. органа субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия решения о самороспуске;

2) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ в случае принятия нормативного правового акта, противоречащего актам высшей юридической силы, если такие противоречия установлены судом, а законодательный орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

В случае роспуска законодательного органа назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через 6 мес. со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении.

Полномочия могут быть прекращены досрочно также в случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исп. органа) субъекта РФ в случае:

1) издания им актов, противоречащих Конституции, ФЗ, уставу, если такие противоречия установлены соответствующим судом;

2) иного грубого нарушения федерального законодательства, законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

Решение о недоверии высшему долж. лицу принимается 1/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов. Данное решение влечет немедленную отставку высшего должностного лица и органа.

В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ он продолжает действовать до сформирования нового высшего исп. органа субъекта РФ.

62. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации: система, порядок формирования, структура, компетенция, правовые акты.

Система органов исполнительной власти субъекта

В субъекте устанавливается система органов исп. власти во главе с высшим исп. ОГВ.

В соответствии с КРФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения фед. органы исп. власти и органы исп. власти субъектов образуют единую систему исп. власти в РФ.

Структура исп. ОГВ определяется высшим д/лицом субъекта в соответствии с конституцией (уставом) субъекта.

Высшее д/ лицо (рук-ль высшего исп. ОГВ)

Гражданин наделяется полномочиями по представлению Президента законодательным ОГВ.

Если предусмотрен двухпалатный законодательный ОГВ, решение принимается на совместном заседании палат.

Предложение о кандидатуре вносится Президентом не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего д/лица. Перед внесением предложения проводятся соответствующие консультации по кандидатуре.

Законодательный ОГВ рассматривает кандидатуру в течение 14 дней со дня внесения представления.

В случае отклонения кандидатуры През-том не позднее 7 дней повторно вносится предложение о кандидатуре.

В случае двукратного отклонения През-т назначает временно и.о. на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями, но не более чем на 6 месяцев.

В случае двукратного отклонения проводятся консультации. По результатам консультаций През-т вправе внести предложение о кандидатуре либо назначить временно и.о.

Высшим д/лицом м.б. гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет. Не м.б. одновременно депутатом ГД, членом СФ, судьей, замещать иные гос. и мун. должности, заниматься др. оплачиваемой деятельностью, кроме преподав., научной и иной творческой деятельности.

Гражданин м.б. наделен полномочиями высшего д/лица на срок не более 5 лет.

Наименование должности устанавливается конституцией (уставом) субъекта.

Высшее д/лицо:

а) представляет субъект в отношениях с фед. ОГВ, ОГВ субъектов, ОМС и при осуществлении внешнеэк. связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта;

б) обнародует законы;

в) формирует высший исп. ОГВ субъекта и принимает решение о его отставке;

г) вправе требовать созыва внеочередного заседания зак. ОГВ, созывать вновь избранный зак. ОГВ на первое заседание ранее установленного срока;

д) вправе участвовать в работе зак. ОГВ с правом совещательного голоса;

е) обеспечивает координацию деятельности органов исп. власти субъекта с иными ОГВ субъекта и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исп. власти субъекта с фед. органами исп. власти и их терр. органами, ОМС и общ. объединениями;

ж) осуществляет иные полномочия.

Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица

Полномочия прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) отрешения его от должности През-том в связи с выражением ему недоверия зак. ОГВ;

в) его отставки по собственному желанию;

г) отрешения его от должности През-том в связи с утратой доверия През-та, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях;

д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

ж) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

и) утраты им гражданства Российской Федерации;

Зак. ОГВ вправе выразить недоверие в случае: (1) издания д/лицом актов, противоречащих КРФ, ФЗ, конституции (уставу) и законам субъекта, если это установлено судом, д/лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу суд. решения; (2) установленного судом иного грубого нарушения КРФ, ФЗ, УП, ПП, конституции (устава) и законов субъекта, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан; (3) ненадлежащего исполнения высшим д/лицом своих обязанностей.

Решение о недоверии принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее 1/3. Решение направляется През-ту для решения вопроса об отрешении от должности.

Решение През-та об отрешении высшего д/лица от должности влечет за собой отставку возглавляемого им высшего исп. ОГВ субъекта.

Президент назначает временно и.о. в случае:

а) досрочного прекращения полномочий высшего д/лица;

б) временного отстранения высшего д/лица от должности;

в) отсутствия зак. ОГВ или его самороспуска;

г) непринятия зак. ОГВ по представленной През-том кандидатуре в установленный срок решения;

д) двукратного отклонения зак. ОГВ кандидатуры.

Временно и.о. не имеет права распускать зак. ОГВ, вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта.

Основы деятельности высшего исполнительного ОГВ

Высший исполнительный ОГВ является постоянно действующим ОГВ субъекта.

Высший исп. ОГВ обеспечивает исполнение КРФ, ФЗ и иных НПА РФ, конституции (устава), законов и иных НПА субъектов на территории субъекта.

Наименование, структура, порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта.

Высший исп. ОГВ обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта, предусмотренных отдельной статьей.

Осн. полномочия:

Разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного соц.-эк. развития субъекта, участвует в проведении единой гос. политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения и экологии.

Высший исп. ОГВ:

а) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общ. порядка, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает для представления высшим д/лицом субъекта в зак. ОГВ проект бюджета субъекта, а тж проекты программ соц.-эк. развития субъекта;

в) обеспечивает исполнение бюджета и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ соц.-эк. для представления их высшим д/ в зак. ОГВ;

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта;

д) управляет и распоряжается собственностью субъекта в соответствии с законами субъекта, а тжфед. собственностью, переданной в управление субъекту;

е) вправе предложить ОМС, выборному или иному д/лицу МС привести в соответствие с зак-вомРФ изданные ими пр. акты, если указ. акты противоречат КРФ, ФЗ и иным НПА РФ, конституции (уставу), законам и иным НПА субъекта, а тж вправе обратиться в суд;

ж) осуществляет иные полномочия.

Акты высшего д/лица, высшего исп. ОГВ

Высшее д/лицо указы (постановления) и распоряжения. Акты высшего д/лица и высшего исп. ОГВ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте.

Акты высшего д/лица, высшего исп. ОГВ не должны противоречить КРФ, ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения, УП, ПП, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.

Наши рекомендации