Политический процесс в современной России

Политическая коммуникация. СМИ в системе массовой политической коммуникации.

Политическая коммуникация — процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой . Л. Пай также включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику» .

Различают два вида политических коммуникаций: «горизонтальный» и «вертикальный». Если в первом случае речь идет о коммуникациях между относительно рядоположенными институциональными компонентами или социальными акторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами), то второй вариант предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, например, это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем деклараций политических партий по поводу корректировки линии социальной политики.

В западной литературе выделяется три основных способа политической коммуникации:

  • Коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.);
  • Коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;
  • Коммуникация через неформальные каналы

СМИ предполагают «деятельность социального субъекта по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование(стабилизацию или изменение) образа мыслей и действий социального же субъекта». В процессе пропаганды всегда реализуется обратная связь: во-первых, через учет в деятельности СМИ характеристик и эволюции получателя информации, во-вторых,через взаимовлияние канала информации и его аудитории. Информационный поток многообразен и образуется как стихийно (в основном путем межличностного общения), так и целенаправленно (преимущественно путем пропаганды), В связи с этим возрастает роль СМИ в процессе формирования политических предпочтений. Это- роль координатора и организатора потоков информации.

Политический процесс в современной России

Современная Россия живет по Конституции, принятой в результате всенародного референдума 1993 года. Согласно этому Основному Закону, Россия является федеративным, правовым, демократическим государством в форме президентской республики.

Политический процесс в современной России отражает совокупность прежних и новых явлений, объективный и субъективных характеристик, которые накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических общественно-политических и иных общественных отношений, видов деятельности. Поэтому политический процесс развивается противоречиво, разнопланово, с преобладанием того или иного качества определенного вида общественных отношений и деятельности субъектов, находящегося в противоречиях с другими определенностями. Поэтому охарактеризовать политический процесс в России одним преобладающим качеством, типом и т.п. невозможно.
В политическом процессе России можно обнаружить противоположные черты, особенности, например, типов политических режимов: тоталитарного, авторитарного и в меньшей степени демократического. Наличие политической культуры у субъектов - необходимый и очень значимый компонент политического процесса. Если политическая культура отсутствует, нет толерантности, понимания неизбежности формирования и осуществления общих интересов в политической деятельности В российской политической жизни в настоящее время превалирует стремление разных субъектов реализовать свои индивидуальные или узко групповые интересы вне общероссийских. Подобного рода тенденции не могут считаться истинно политическими. Привнесение их в политический процесс ведет к деформации динамики политической жизни, ее разрушению. В условиях регионализации политики политические процессы в регионах приобретают качество сепаратизма, национализма, ложно понятых и осуществляемых политических интересов, которые в условиях единого федеративного государства не могут считаться политическими. Отсюда растет поле конфликтности. При этом возрастает роль периферийных политических процессов, затрагивающих отдельные изменения в политической системе регионов, структуре органов местного самоуправления и не оказывающих значительного влияния на функционирование федеральной государственной власти. При слабом правовом обеспечении периферийного и базового политических процессов это может привести к разрушению единого пространства государственного "поля" России.

Наши рекомендации