Система показателей качества и уровня жизни населения

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ - официальная статистика качества жизни и система его показателей в России отсутствует. Наиболее известна С. п. к.ж., разработанная исследовательской организацией экономического департамента Международного банка реконструкции и развития (Мировой банк, 1997 г.). Она включает 7 показателей: 1) плотность населения (чел/км2); 2) валовой внутренний продукт на душу населения: а) в долларах по курсу и б) в долларах по покупательной способности; 3) бедность (% население, имеющего доход менее 1 долл. в сутки); 4) уровень детской смертности (число умерших на 1000 родившихся); 5) общая фертильность женщин (число рождений на женщину); 6) доля грамотного населения старше 15 лет (%); 7) доля населения, имеющего доступ к санитарии, защите от эпидемии, пользующихся коммунальными удобствами.

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ - система количественных величин и качественных оценок, всесторонне и последовательно измеряющих условия жизни населения и степень удовлетворения его потребностей, для чего требуются и применяются десятки показателей, характеризующих уровень, структуру, динамику, дифференциацию (отраслевую, профессиональную, региональную, по группам населения, международную и т.п.) по компонентам (уровень жизни) и фазам формирования уровня жизни: 1) население: структура, здоровье, образование, 2) труд: занятость, условия труда, обеспечение безопасности, производительность, в том числе производства товаров и услуг для населения; 3) доходы: оплата труда, социальные трансферты, в том числе бесплатные и льготные товары и услуги; 4) потребительский рынок: покупка товаров и услуг, в том числе импортных; 5) домашние хозяйства: самообеспечение, самообслуживание, конечное потребление, накопление личного имущества, включая жилище, денежные накопления; 6) отдых и досуг: чтение литературы, просмотр телепрограмм, отдых в оздоровительных учреждениях, на дачах, занятия спортом и туризмом, посещение театров, музеев, выставок, спортивных состязаний; 7) окружающая среда: обеспечение безопасности и порядка, охраны и улучшение окружающей среды.

По единицам измерения система включает: 1) натуральные показатели (в натуральных единицах); 2) стоимостные показатели: а) в текущих ценах определенных лет, б) в сопоставимых ценах года принятого за базу; 3) относительные показатели: в %, рангах (по месту расположения в ранжированном ряду однородных показателей).

По методам измерения система включает пять родов показателей: 1) статистические, полученные на основе учета и отчетности, специальных выборочных обследований; 2) нормативные показатели, разработанные на основе специальных нормативных расчетов: 3) аналитические, получаемые расчетным путем на основе статистических и нормативных показателей; 4) оценки, полученные на основе опросов населения; 5) экспертные оценки специалистов.

Система показателей уровня жизни населения различается по странам, но основные ее разделы строятся на основе классификации, разработанной и рекомендованной странами ООН, что позволяет включить в систему показателей уровня жизни имеющиеся аналогичные показатели по зарубежным странам для международных сопоставлений.

СИСТЕМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ БЮДЖЕТОВ - различные виды нормативных потребительских бюджетов, характеризующих разный уровень доходов и степень удовлетворения основных материальных и духовных потребностей населения. К системообразующим типам бюджетов

относятся: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, бюджет высокого достатка и рациональный потребительский бюджет.

СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ - система отношений в экономических и социальных процессах как необходимой фазы общественного воспроизводства и формирования уровня жизни населения. Система распределительных отношений включает: 1) трудовые и материальные отношения по распределению рабочей силы и обеспечивающих занятость и необходимые условия труда, средств производства и обращены по выполняемым их функциям, по регионам страны, отраслям, предприятиям, учреждениям, рабочим местам; 2) денежные (финансовые) отношения по распределению доходов, расходов, накоплений, налогов, страховых средств, других социальных трансфертов по их плательщикам и получателям, в том числе отношения, связанные с оплатой труда и социальным обеспечением (пенсий, пособий), оплатой предметов потребления и услуг, возмещением различных потребительских расходов; 3) натуральное распределение продуктов и услуг по их потребителям, в том числе полученных в личном хозяйстве и предоставляемых государством, страховыми и благотворительными учреждениями, в т. ч. по обеспечению здоровья населения, образования, бесплатных и льготных жилищных, транспортных услуг, культурному обслуживанию и отдыху, досугу.

Регуляторами С. р. о. наряду с рыночными механизмами, являются: государство в форме законодательства, ассигнований из государственного бюджета и систематического контроля, а также общественные организации, направляющие интересы населения.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ИНДИКАТОРОВ - совокупность показателей, характеризующих состояние социальной сферы.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - научный метод построения исследования, обоснования мероприятий, программ, планов и их реализация в строгой логической последовательности в соответствии с природой объекта исследования и управления с учетом комплекса взаимодействующих факторов, причинных и функциональных связей, раскрытием и использованием объективных законов и закономерностей, анализом исторического опыта и предшествующих исследований с теоретическими практическими выводами.

СКИДКА - условие сделки, определяющее размер уменьшения базисной цены товара, указанной в сделке. Виды С.: простая — исходная цена уменьшается в один раз; сложная - снижение цены в два и более раз; серийная; экспортная - при отсутствии специального экспортного каталога; дилерская - постоянному оптовому покупателю (дилеру); бонусная - на объем покупок различной продукции фирмы; особая - С. за на-личный платеж и т.д.

С помощью С. п. упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения, поведение групп и их членов. Статус члена группы определяется его ведущей функцией, обязанностями перед ней. С.п. характеризуется врожденными факторами (национальность, социальное происхождение) и приобретенными - образование, квалификация, должность, личные качества и др.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. С. п. представляет собой разновидность сознательной инновационной деятельности.

С. п. в 90-е годы стал одним из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом. Выделению С. п. в относительно самостоятельную сферу деятельности в наибольшей мере способствовало осознание мировым сообществом глобализации социальных процессов. Социальный проект не должен разрушить хрупкое равновесие в системах человек - природа, человек-человек. Такая концептуальная установка ведет к утверждению экологически ориентированных параметров в качестве определяющих при оценке С. п. Эти новые параметры отражают (1) мультипликационный (многофакторный, множественный по последствиям) эффект любого планируемого социального изменения: оно не может не затронуть целой группы социальных потребностей, интересов и ценностей, как бы ни были скромны задачи проекта и какой бы малой общности он ни был адресован. Они (2) учитывают кумулятивный (накопительный) характер последствий, к которым ведет любая социальная инновация. Отсюда стремление к оптимизации социально-проектной деятельности, ее постановки под контроль не столько государства, сколько общественности (концепция «общественного участия» и др.).

Форма социального проекта позволяет разрабатывать как крупные, общенациональные (мегапроекты), так и небольшие по масштабам и даже предельно малые проекты (микропроекты, в которых заняты один или несколько человек). Мировая практика показывает большое значение для повышения эффективности социальной политики поддержки малых проектов. Так, в Германии в 1998 г. насчитывалось 300 тыс. таких проектов: различных инициатив, групп самопомощи, агентств и т. д.

В России государственная поддержка социальных проектов, предлагаемых для реализации общественными объединениями, в последнее время получает правовое закрепление на уровне закона (федеральные Законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г., № 98-ФЗ 1995; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г., № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и др.).

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ - рост физических, духовных, интеллектуальных и профессиональных качеств человеческих ресурсов. С. р. ч. р. формирует социальный потенциал человеческого роста, находится в прямой зависимости от отраслевых систем, призванных обеспечивать потребности всех групп населения в соответствующих видах социальных продуктов и услуг:

системы здравоохранения предоставляют лекарства, медицинские услуги и помощь, обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;

системы образования предоставляют гражданам возможность овладения знаниями и навыками в соответствии с государственными образовательными стандартами,

системы развития науки и технологий создают новые знания теории и практики путем проведения фундаментальных и прикладных исследований преимущественно на конкурсной основе и с использованием венчурных фондов;

системы культуры, спорта, туризма, средств массовой информации предоставляют гражданам широкий спектр услуг по их духовному и физическому развитию.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - система материального обеспечения трудящихся при наступлении нетрудоспособности, старости, безработицы, материнства и в иных предусмотренных законом случаях.

СОЦИАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ - болезни, на возникновение и распространение которых определяющее влияние оказывают неблагоприятные социально-экономические условия. Резкое отличие С. б. от других заболеваний и исчерпывающую классификацию их провести трудно, так как все болезни в той или иной степени находятся в зависимости от социальных условий. К С. б. обычно относят туберкулез, венерические болезни, СПИД, алкоголизм, наркоманию и др.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ - показатели, характеризующие социальную сферу, ее структуру, отношения между людьми, их потребности и интересы, формы и методы их удовлетворения, показатели, измеряющие и оценивающие уровень, динамику, структуру доходов и потребления населения, их дифференциацию, а также факторы и причины, обусловливающие протекающие в социальной сфере процессы.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ - совокупность индивидов, объединяющихся по каким-либо общим признакам (доходу, месту работы, уровню образования, культуры, месту жительства и т.д.) и имеющих одинаковый социальный статус, ранг.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ - предприятия и учреждения, предоставляющие социальные услуги. В Российской Федерации учреждены следующие виды С. с.: 1) комплексные центры социального обслуживания населения.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ - сопоставления уровня жизни населения: по периодам (годам), по странам, регионам, населенным пунктам, по группам населения: профессиональным, различающихся образом жизни, доходами, возрастом, семейным положением.

Для оценки уровня жизни населения страны в целом и его групп (страт), а также разработки мер по обеспечению его повышения проводятся сопоставления с рациональными нормативами условий жизни по каждому компоненту уровня жизни, а также проведение международных сопоставлений с развитыми странами.

Вопросы для повторения:

1. Почему социальная работа является важным фактором обеспечения социального благополучия человека и общества?

2. Что входит в понятие «социально благополучие»?

3.Назовите основные факторы социального благополучия населения?

4.Охарактеризуйте систему показателей качества и уровня жизни населения?

5.Индекс развития человеческого потенциала?

Резюме по теме:

Особенностью рассматриваемой темы является ее вводный характер. Эта тема призвана дать студентам общее представление о социальной работе общества как важном факторе обеспечения социального благополучия человека и общества. Дана характеристика социального благополучия, классификация его основных факторов. Раскрыта система показателей качества и уровня жизни населения.

ТЕМА №2: Современные парадигмы, теории и модели социальной работы. Социальное благополучие, как основная цель социальной политики и социальной работы.

Цели и задачи изучения темы:

Цель:раскрыть современные теории и модели социальной работы нацеленной на социальное благополучие.

Задачи:

- раскрыть сущность моделей социально работы в России и за Рубежом.

Наши рекомендации