Тема 8. Понятие должностного лица как субъекта коррупционных преступлений и правонарушений. Криминологическая характеристика лиц, совершающих коррупционные преступления

1. Признаки субъектов коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции в соответствии с Законом РБ «О борьбе с коррупцией»

В борьбе с коррупционными правонарушениями и правонарушениями, важнейшее значение имеет определение признаков субъектов этих правонарушений. Точное установление круга лиц, чье поведение носит коррупционный характер, обеспечивает законность, обоснованность и справедливость уголовно, административной или дисциплинарной ответственности за коррупционные проявления.

Категории и признаки этих субъектов определяются Законом РБ «О борьбе с коррупцией». В соответствии со ст. 3 этого Закона субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются:

1) Государственные должностные лица

2) Лица, приравненные к государственным должностным лицам.

Субъектами коррупционных правонарушений являются:

1) Государственные должностные лица

2) Лица, приравненные к государственным должностным лицам

3) Иностранные должностные лица

4) Лица, осуществляющие подкуп государственных дол, приравненных к ним лиц или иностранных дл.

К государственным ДЛ относятся:

– Президент РБ, депутаты ПП и члены СР Национального собрания РБ, депутаты местных СД, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства РБ о государственной службы;

– сотрудники Следственного комитета РБ, имеющие специальные звания;

– лица постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности в вооруженных силах РБ, в других войсках и воинских формированиях РБ, в органах внутренних дел, в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ и относящиеся в соответствии с законодательством к должностным лицам;

– лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях, а также в негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %.

Лица, приравненные к государственным должностным лицам:

1) Лица, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе:

– члены СР Национального собрания,

– Депутаты местных Советов депутатов.

2) Граждане, зарегистрированные в установленном порядке кандидатами:

– в Президенты РБ,

– в депутаты ПП Национального собрания РБ,

– в члены СР Национального собрания РБ,

– в депутаты местных Советов депутатов.

3) Лица, постоянно, либо временно, либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, за исключением организаций, в уставном фонде которых

– должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных полномочий,

– административно-хозяйственных полномочий,

– осуществление юридически значимых действий.

4) Представители общественности, при выполнении им обязанностей по охране правопорядка (дружинники и народные заседатели).

5) Лица, не относящиеся в соответствии с законодательством к должностным лицам:

– государственные служащие,

– иные лица государственного органа или государственной организации, не относящиеся к госслужащим, но осуществляющие деятельность, связанные с непосредственным удовлетворением нужд и потребностей населения.

Иностранные должностные лицаобразуют особую группу субъектов коррупционных правонарушений и в соответствии с Законом «О борьбе с коррупцией» к ним относятся:

1) Должностные лица иностранных государств;

2) Члены иностранных публичных собраний;

3) ДЛ международных организаций;

4) Члены международных парламентских собраний;

5) Судьи и должностные лица международных судов.

Наши рекомендации