Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше

Угрюмова О.Е.

Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше - student2.ru

Рабочая тетрадь

Для 9 класса

Учени__ 9 __ класса

Ф.И. ___________________________

Раздел I. Политические отношения в современном обществе.

Раздел II. Духовная сфера общества.

Раздел III. Право – регулятор общественных отношений.

Миасс, 2012

Раздел I. Политические отношения в современном обществе.

Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше - student2.ru

Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше.

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления корпораций, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни – государством.

Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает…

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествовавшие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство…

Любое господство как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, а с другой стороны, – посредством этого подчинения – в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления…

(Макс Вебер)

1. Найдите в тексте и подчеркните определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

2. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

_______________________________________

3. Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

4. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

2. Заполните схему:

Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше - student2.ru

3.В 1906-1910 г. в России была проведена Столыпинская аграрная реформа. Правильно ли назвать эту реформу политикой царского правительства? Аргументируйте свой ответ.

__________________________

4.В XVIII в. в России произошло крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева, который объявил себя императором Петром III и от его имени издавал и рассылал указы. Являются ли его действия политическими? Аргументируйте свой ответ.

__________________________________________________________

5. В 2004 г. власти Латвии приняли решение о реформе образования, согласно которой большая часть предметов в русских школах должна преподаваться не на русском, а на латышском языке. Учащиеся этих школ вышли на демонстрации и митинги, протестуя против этого решения. Являются ли эти события политическими? Аргументируйте свою оценку.

__________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше - student2.ru 6. Проверь себя:

1. Верны ли следующие суждения: Политика – это деятельность

А. по управлению государством

Б. по осуществлению власти в обществе.

1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба, 4) неверны оба.

2. Субъектом политической власти является

1) директор школы, 2) государство, 3) спортклуб, 4) семья.

3. Политическая деятельность предполагает участие в

1) конкурсе на строительство здания парламента,

2) работе Государственной думы,

3) дискуссии о роли власти в обществе,

4) разработке крупного нефтяного месторождения.

4. К задачам политической власти относится:

1) освоение новых месторождений угля

2) создание духовной культуры,

3) управление общественными процессами,

4) разработка программ обучения молодежи.

5. Под политикой понимается

1) деятельность в сфере освоения новых технологий для общества,

2) работа в частной юридической фирме,

3) разработка новых компьютерных программ для Правительства РФ,

4) деятельность в сфере регулирования общественных отношений.

6. Верны ли суждения:

А. Политика возникла вместе с появлением человеческого общества.

Б. Политические отношения всегда касаются власти, государства.

1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба, 4) неверны оба.

7. Власть – это ____________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше - student2.ru

8. Что такое легитимность власти? ____________________________________________

____________

9.Соотнесите отношение к власти и примеры из истории

Отношение к власти Примеры из истории
  1. Власть как средство
   
  1. Власть как цель
   
А. Цезарь, Македонский, Наполеон, Гитлер с детства мечтали властвовать над людьми. Б. Политическая партия дает обещание перед выборами решить проблему безработицы. В. Иван Грозный время от времени проводил чистки в рядах оппозиции. Г. В стране издан закон о престолонаследии, согласно которому трон передается только членам королевской семьи. Д. Демпартия проводит всеобщие выборы для расширения прав и свобод.
А Б В Г Д
         

Тема «Государство»

Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше - student2.ru

1. Заполните таблицу: «Теории происхождения государства»

Название теории Автор Сущность теории
     
     
     
     
     
     

2. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

Происхождение государства

При установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося... необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов...

...Общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю... воле и суждению носителя общего лица...

Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим...

Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством.

Т. Гоббс (1588—1679) — английский философ и политический мыслитель

Вопросы и задания:

1. Является ли государство, с точки зрения Гоббса, продуктом человеческой деятельности, или оно имеет божественное происхождение? Свой ответ поясните.

_____________

2. Почему, по мнению автора, люди в догосударственном (естественном) состоянии враждовали между собой? В чем опасность этой вражды?

__________________________

3. Как называется теория происхождения государства, о которой идет речь? Сформулируйте 1-2 положения данной теории.

_____________

_____________

3. Признаки государства:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
 

4. Заполните схему:

Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше - student2.ru

Проверь себя:

  1. Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше - student2.ru Государство возникло:

а) в X тыс. до н.э.

б) в VIII тыс. до н.э.

в) в IV-III тыс. до н.э.

г) в I тыс. до н.э.

2. Понятие государства в современной юридической литературе определяется как:

а) машина для поддержания господства одного класса над другим;

б) сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан;

в) политическая организация общества, обладающая верховной властью на определенной территории;

г) союз людей, объединенных началами общей пользы.

3. Социальное назначение и роль государства в том чтобы:

а) упорядочивать общественные отношения в интересах общества;

б) осуществлять управление делами в интересах всего общества;

в) упорядочивать общественные отношения и осуществлять управление делами общества в интересах какой-либо его части;

г) все вышеперечисленные варианты.

4. Что является признаком любого государства?

а) наличие двухпалатного парламента
б) всенародное избрание главы государства
в) наличие правоохранительных органов
г) многопартийность

5. Иностранное морское судно, находясь в приграничной территории Российской Федерации, занималось ловлей рыбы. На требование пограничного корабля РФ остановиться и представить документы, разрешающие заниматься данным видом деятельности, капитан судна ответил отказом. В результате пограничный корабль РФ начал преследование.

Должно ли иностранное морское судно получать разрешение на ловлю рыбы в данном морском пространстве? Вправе ли пограничный корабль РФ осуществлять преследование такого судна в приграничной территории?

_____________________

6. Установите соответствие:

ПРИМЕРЫ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
А) обеспечение правопорядка Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства В) разработка правительством долгосрочнойпрограммы экономического развития страны Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог 1) внешние 2) внутренние
А Б В Г Д
         

Тема «Символы государства»

Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше - student2.ru

Викторина

Вопрос Ответ
1. По указу императора Петра I в России была создана Герольдия, как государственная структура, ведавшая делами дворянского сословия. В её обязанности входило составление дворянских списков, наблюдение за несением дворянами государственной службы, составление гербов. В каком году она была создана?  
2. В Российской империи право на герб имело только одно сословие. Герб являлся правовым знаком, который показывал принадлежность обладателя к этому сословию. Про какое сословие идет речь?  
3. Русская геральдика ведет начало от Алексея Михайловича. Император Священной Римской империи Леопольд I направил в Россию по просьбе царя своего герольдмейстера, который составил «Титулярник» в 1672 году. Как звали этого герольдмейстера?  
4. Изображение двуглавого орла на гербе нашего государства было принято Великим князем Московским Иоанном III в качестве государственной эмблемы в 1472 году после брака с Софьей Палеолог. От какой империи «достался по наследству» России этот символ?  
5. Перед вами слова Гимна императорской России с 1833 г. Боже, Царя храни Сильный, державный, Царствуй на славу, На славу нам! Царствуй на страх врагам, Царь православный. Боже, Царя, Царя храни! Кто автор текста?  
6. Польское слово herb и немецкое Erbe в переводе означают наследство. Сегодня под государственным гербом понимается отличительный знак государства, помещаемый на печатях, денежных знаках, бланках. Опираясь на первоначальный смысл слова «герб», определите, почему именно он стал одним из важнейших символов государства.  
7. На гербах каких государств встречаются изображения орла, льва, белоголового орла?  
8. Как вы думаете, почему на гербах государств столь часто встречаются изображения животных и птиц?  

2*. Домашнее задание.

Опишите государственные флаги и гербы дореволюционной России, СССР, Российской Федерации. Оформите все в виде презентации или реферата.

Тема «Формы государств»

1. Форма государства показывает ________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше - student2.ru

2. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Форма правления - _______________________________________________________________

_____________

Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше - student2.ru

Прочитайте текст и выполните задания, заполните схему, приведенную выше - student2.ru Монархия –это такая форма правления, при которой …

______________________________________________

Наши рекомендации