Исполнительная власть в системе государственного управления

Для демократического общества особо важно и значимо разделение властей. Оно выражает деление государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, и предполагает, что все три ветви власти одинаковы, равноценны по силе, служат противовесами друг другу и могут сдерживать одна другую, не допускать доминирования одной из них.

Являясь органами государства, все ветви власти должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона.

Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.

Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти.

В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Высшим исполнительным органом Республики Казахстан является Правительство. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики Казахстан, а также подотчетно Парламенту. Правительство образуется Президентом Республики. В состав Правительства входят члены Правительства – Премьер-министр, его заместители, министры и иные должностные лица республики. Премьер-министр назначается Президентом РК с согласия Парламента. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Казахстан Премьер-министром республики в десятидневный срок после назначения Премьер-министра. Порядок деятельности Правительства определяется Конституционным Законом РК «О Правительстве РК» от 18.12,95 г.
Правительство-это орган высшей общей компетенции, поскольку в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство обеспечивает осуществление Конституции Республики Казахстан законов, указов Президента нормативного характера . Правительство Республики Казахстан наделяется полномочиями, отнесенными к компетенции исполнительной власти, это:
- разработка основных направлений социально-экономической политики, безопасности;
- обеспечение общественного порядка, обороноспособности;
- руководство центральными и местными исполнительными органами;
- подготовка и представление Парламенту республиканского бюджета, обеспечение его исполнения и отчет об этом;
- управление государственной собственностью;
- внесение в Мажилис проектов законов и обеспечение их выполнения;
- выработка мер по проведению внешней политики.
Правительство Республики Казахстан на основе и во исполнение законов и иных актов Парламента, указов, постановлений и распоряжений Президента РК издает постановления, организует и проверяет их исполнение непосредственно или через подведомственные ему органы.
Члены правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые правительством, даже, если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии.
Правительство РК действует в пределах срока полномочий Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства .
Конституция Республики Казахстан не устанавливает срока функционирования Правительства РК, но закрепляет две формы прекращения его деятельности –сложение полномочий и отставку.

В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа.


Президент может по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий правительства и освободить от должности любого его члена .
Освобождение от должности премьер-министра означает прекращение полномочий всего правительства.
Министерство - является центральным исполнительным органом республики, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством-межотраслевую координацию (например, Министерство государственных доходов).
Министерства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом РК. Министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.
Правовой статус министерств закреплен в различных законах, регулирующих те или иные сферы деятельности, в подзаконных актах (например, положение «О Министерстве государственных доходов», утвержденное постановлением Правительства РК от 20 октября 1998 г.).
Заместители министров назначаются, как правило, правительством по представлению премьер-министра. Кроме того, в министерствах образуются коллегии как консультативные, координационные и совещательные подразделения, которые могут принимать решения, проводимые в жизнь приказами министра.
В структуре министерства образуются департаменты, главные управления (управления), комитеты, которые осуществляют непосредственное управление порученными сферами деятельности министерства.
Министерства, как правило, имеют территориальные подразделения, которые находятся в двойном подчинении: соответствующему министерству по вертикали и местной администрации - по горизонтали (например, отделы образования, финансовые отделы и др.).
Министерства несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребностей государства во всех видах продукции этих отраслей.
Министерства осуществляют руководство порученными отраслями, они полномочны, решать все вопросы в пределах предоставленных им прав, призваны в своей деятельности осуществлять контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами в разработке и решении межотраслевых вопросов.
Министерства в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов и иных решений вышестоящих органов государственной власти и управления, указов Президента.
Акты министерств издаются в форме приказов, инструкций, указаний.
Будучи центральным органом исполнительной власти, министерства наделены различными полномочиями, например: выдают разрешения (лицензии) на различные виды деятельности (МВД выдает разрешение на приобретение и хранение оружия, Министерство финансов - на выпуск ценных бумаг и др.); регистрируют различные объекты (предприятия, общественные и религиозные объединения, жилые строения); осуществляют надзорные и контрольные функции (финансовый контроль со стороны Министерства финансов); нормотворческая деятельность (разработка проектов законов в пределах своей компетенции); правоприменительная деятельность (по вопросам административного производства) и др.
Агентство - центральный исполнительный орган РК, не входящий в состав Правительства. Образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики по предложению Премьер-министра Республики.
Агентство осуществляет руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции (например, Агентство РК по чрезвычайным ситуациям, Агентство РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Агентство РК по инвестициям и т.д.).
Структура агентства утверждается его руководителем -председателем, и состоит, как правило, из департаментов и управлений. Актами агентства являются приказы председателя агентства.
Ведомство - орган, который выполняет отдельные межотраслевые, управленческие либо специальные подотраслевые функции в рамках министерства. Зачастую это разрешительные, контрольные и надзорные функции.
Среди ведомств можно выделить две основные группы:
- создаваемые при правительстве
- образуемые и действующие в составе министерств (Комитет уголовно-исполнительной системы при МВД РК; Комитет налоговой полиции министерства государственных доходов).
Ведомства первой группы образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом, второй группы - как Президентом, так и Правительством.
Президент Республики Казахстан - в соответствии с Конституцией РК Президент РК является главой государства, гарантом Конституции РК, прав и свобод человека и гражданина, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст.40 Конституции и ст.1 Конституционного закона « О Президенте Республики Казахстан » от 26 декабря 1999г. с изменениями и дополнениями от 6 мая 1999 г .
В порядке, установленном Конституцией РК, он принимает меры по охране суверенитета РК, ее независимости и государственной целостности.
Президент республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
Президент РК избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет.
Президентом РК может избран гражданин республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющей государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РК более двух раз подряд. Президент Республики Казахстан может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. Внеочередные выборы нового Президента РК при этом должны быть проведены в двухмесячный срок с момента досрочного прекращения полномочий Президента Республики .
Конституция РК, указ Президента РК, имеющий силу конституционного закона, «О Президенте Республики Казахстан» от 26.12.95 г., устанавливают правовые, организационные, социальные гарантии,
Правовые гарантии деятельности Президента заключаются в том, что он правомочен:
- выступать от имени народа и государства;
- быть гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции;
- обеспечивать согласованное функционирование всех ветвей государственной власти.
В пределах своих полномочий Президент:
- обеспечивает государственный суверенитет РК, права и свободы человека и гражданина;
- представляет интересы Республики Казахстан в международных отношениях и внутриполитической жизни;
- учреждает институты и органы государственной власти и управления;
- издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики.
Организационные гарантии состоят в том, что Президент:
- назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент;
- правомочен прекратить досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Парламента и Правительства;
- влияет на систему организации исполнительной и других ветвей власти;
- председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;
- формирует администрацию Президента. Социальные гарантии обеспечивают:
- защиту чести и достоинства, обслуживание и охрану Президента и членов его семьи за счет государства;
- регулярную связь с народом через институты выборов, непосредственно гражданами, обладающим активным избирательным правом, референдума и ежегодного обращения с посланием к народу.
Ответственность как элемент административно-правового статуса Президента имеет свои особенности.
Президент Республики Казахстан несет ответственность в соответствии со статьей 47 Конституции за действия, совершенные при исполнении своих, обязанностей, только в случае государственной измены и может быть отрешен от должности Парламентом .

4. Местные органы государственного управления

В соответствии с административно-территориальным устройством Республики Казахстан, исполнительная власть осуществляется ее органами, возглавляемыми акимами.
Аким - должностное лицо, возглавляющее местный исполнительный орган соответствующей административно-территориальной единицы. Является представителем Президента и Правительства Республики.
Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом РК . Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должности.
Акимы всех административно-территориальных единиц наделяются полномочиями государственно-распорядительного: характера, принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории: область, район, город, район в городе и т.д.
К основным направлениям деятельности акимов относятся;
- разработка и представление на утверждение маслихата проектов программ экономического и социального развития соответствующей административно-территориальной единицы и обеспечение их исполнения;
- представление на утверждение маслихата проекта бюджета и обеспечение его исполнения;
- управление коммунальной собственностью;
- назначение на должность и освобождение от нее руководителей структурных подразделений местной администрации;
- координация деятельности организаций по управлению коммунальной собственностью в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим исполнительным органом;
- регулирование земельных отношений в соответствии с земельным законодательством РК;
- принятие решений о ссудах, займах и других долгосрочных обязательствах.
При акиме может быть создан консультативно-совещательный орган - коллегия, состав которой утверждается акимом.
По вопросам, отнесенным к его ведению, аким принимает постановления и распоряжения.
Деятельность местных исполнительных органов осуществляется на принципах:
- подотчетности Президенту и правительству, вышестоящим главам администрации;
- подконтрольность соответствующему представительному органу по вопросам его ведения;
- законности;
- единоначалия;
- обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан;
- самостоятельности и независимости в пределах своей компетенции;
- сочетания государственных и местных интересов;
- ответственности за свою деятельность и принимаемые решения.
Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности акимов создается аппарат .

Наши рекомендации