Особенности социальных отношений в современной России
1. Социальная структура общества - это:
а) строение общества в целом
б) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп .
в) социальные связи, социальные институты, обеспечивающие социальные связи
г) все перечисленное выше
2. Что включает в себя понятие социальной структуры общества?
а) классовую структуру общества
б) социально- профессиональную структуру общества
в) структуру населения
г) все указанное выше
3. Социальные общности - это:
а) отношения между людьми в обществе
б) совокупность социальных классов.
в) реально существующие совокупности людей, объединенных едиными признаками
4 Что из перечисленного относится к понятию социальной группы?
а) класс
б) социальный слой
в) семья.
г) трудовой коллектив
д) все перечисленное
5. Социальная группа - это:
а) любой коллектив
б) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии
в) группа, представляющая определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других. .
6. Приведите в соответствие конкретные социальные общности и их типы:
1) социально-демографическая общность
2) кратковременные, немногочисленные общности
3) устойчивые, массовые общности
а) нации
б) женщины, молодежь, пенсионеры
в) болельщики футбольной команды
б | в | а |
7. По способам организации и регулирования социальные группы подразделяются::
а) на большие и малые
б) на формальные и неформальные
в) на первичные и вторичные
8. Малочисленный состав, устойчивое личное общение, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения - это признаки:
а) большой социальной группы
б) малой социальной группы
в) формальной социальной группы
9. К первичным социальным группам относят:
а) семью
б) школьный класс
в) трудовой коллектив
г) все перечисленные выше
10. Какие признаки характеризуют социальный институт?
а) тип социальной зависимости между людьми
б) система образцов, моделей, форм поведения обеспечивающая сохранение, укрепление и развитие существующих общественных порядков
в) общественная идея, поддержанная соответствующей организацией людей
г) всеми перечисленными выше
11. В основе марксистского учения об обществе лежит:
а) теория социальной стратификации
б) классовая теория деления общества
в) теория биосоциального деления общества
12. Какой признак классов в марксистской теории считается ведущим?
а) роль в общественной организации труда
б) доля и форма получения дохода
в) отношения к средствам производства
13. Социальная стратификация - это:
а) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой
б) система признаков, определяющих социальную структуру
в) представление о стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям
14. Центральное понятие теории социальной стратификации - понятие «страта»- означает:
а) расслоение общества
б) большую группу людей, отличающуюся по их положению в социальной структуре
В) процесс дифференциации общества
г) все перечисленное выше
15. Важнейшими критериями социальной стратификации М. Вебер считал:
а) уровень доходов .
б) социальный престиж .
в) политическое положение - обладание властью
г) все перечисленные выше
16. Приведите в соответствие название теории и характеризующие ее положения:
а) все общественные процессы рассматриваются с точки зрения борьбы классов
б) при определении социальной структуры нужно учитывать многие критерии:
доход, профессия, образование , возраст и т. д.
в) единственным основанием расслоения общества выступает обладание собственностью
г) социальные изменения и социальная структура многомерны и многообразны,.
Классовая теория | Теория социальной стратификации |
а, в | б, г |
17. Кто предложил для характеристики общества термин «социальная мобильность» ?
а/ М.Вебер
б/П.Сорокин
в/Т. Веблен
18. Социальная мобильность - это:
а) изменение место того или иного социального субъекта в социальной структуре
б) переход людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения) ,
в) движение к позициям с более высоким (социальное восхождение) или более низким (социальное нисхождение) престижем
г) все перечисленное выше
19. Приведите в соответствие тип социальной мобильности и его признаки:
1) изменение профессии:
2) переезд из одного города в другой без изменения профессии
3)повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер - ведущий инженер) ,.
4) повышение уровня образования (техник, получив высшее образование стал начальником цеха)
5)понижение в должности
Вертикальная мобильность | Горизонтальная мобильность |
1 4 5 | 2 3 |
20. Социальная мобильность – это :
а) только групповые перемещения
б) только индивидуальные перемещения
в) групповые и индивидуальные перемещения
21. В какой из стран процессы социальной мобильности были затруднены в наибольшей степени?
a/ B Древнем. Египте
б/ в Древней Индии
в) в Древнем Китае
22. Исторически возникший вид устойчивого социального объединения людей, представленный племенем, народностью, нацией, - это:
а) этнос
б) община
в) класс
23. Этнoс - это:
а) любая социальная группа
б) национальное меньшинство
в) совокупность людей, проживающих на определенной территории, обладaющих общими чертами культуры и психики сознанием своего единства
24. Историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка. некоторых особенностей культуры и характера - это:
а) этнос
б) народность
в) нация
25. Что из перечисленного не относится к основным признакам нации?
а)национальный язык
б) национальностъ
в)общее гражданство
г) общие права и обязанности по отношению друг к другу
26. Основными признаками нации являются:
а) общность культуры
б) самосознание
в)менталитет
г)все перечисленные выше
27. Элементами национального самосознания являются:
а) историческая память народа
б) национальный менталитет
в) осознание национальных интересов
г)все перечисленные выше
28. Менталитет это:
а) совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной групп действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.
б) признание обществом или его большей частью власти, прав и полномочий какого-либо лица, органа, организации
в) неодинаковое социальное положение людей
29. Менталитет - сложное явление, которое может пониматься как:
а) способ мышления личности или общественной группы и присущая им социально и биологически обусловленная духовность
б) склад ума, умственный настрой, мировосприятие, мироощущение .
в) глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания
г) все перечисленное выше
30. Об уровне национального самосознания, в частности, свидетельствует:
а) знание истории своего народа
б) чувство национального достоинства
в) умение не только говорить, но и писать на национальном языке .
31. Приведи те в соответствие важнейшие аспекты наццонального самосознания и их характеристику:
1) познавательный
.2) эмоциональный
.3) .оценочно- волевой
а) стремление повысить национальную самооценку, обрести или укрепить национальный авторитет
б) наличие определенной информации об устройстве окружающей этносоциальной среды и определение возможностей существования группы, индивида в этой среде
в) эмоционально окрашенное субъективное отношение к определенному национальному
статусу
б | в | а |
32. Национальный вопрос - это:
а) проблемы отношений между нациями, народностями и борьба за права и интересы этнических и: национальных групп
б) вопрос о возникновении, функционировании, развитии нации и других этносоциальных общностей, а также об их взаимодействии
в) вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределении, о преодолении национального этнического неравенства
г) все перечисленное выше
33. Как называется идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности?
а) расизм
б) национализм
в) апартеид
34. Основным направлением развития наций и национальных отношений в современном мире является:
а) межнациональная интеграция
б) межнациональная дифференциация
в) дифференциация (саморазвитие наций) и интеграция (расширение связей между нациями)
35. Выберите правильное утверждение:
а) развитие наций возможно через их сближение, а сближение наций - через их развитие
б) в современном мире невозможно сближение наций
в) развитие наций противоречит тенденциям интеграции
36. Какую тенденцию развития наций отражают следующие события и явления?
1) конфликт в Ольстере
2) расширение Европейского Сообщества
3) создание Чехии и Словакии как независимых государств
4) образование СНГ
5) движение сикхов в Индии за создание независимoгo гocyдapствa Халистан
6) борьба басков в Испании за независимость
Национальная тенденция | Интернациональная тенденция |
1 3 5 6 | 2 4 |
37. Как называется крайняя агрессивная форма "национализма» ?
а)апартеид
б) шовинизм
в)расизм
38. Приведите в соответствие виды и проявления национальных конфликтов в современной России:
1) конфликты из-за территориальных споров
2)конфликты, вызванные стремлением выйти из состава Россини и требованиями
полной государственной самостоятельности
3) конфликты, вызванные деятельностью структур, незаконно присваивающих себе властные полномочия
4) конфликты и за стремления ряда зарубежных территорий войти в российскую Федерацию вопреки воле государств. частью которых они сейчас являются
а) создание конфедерации горских народов Кавказа
б) осетино-ингушский конфликт
в) события в Республике Чечня
г) события Ы.в Южной Осетии, Крыму
б | в | а | г |
39. Что такое консенсус?
а) терпимость к другим
б) конкуренция идей и программ
в) принятие решений на основе единства взглядов
40. Решение национального вопроса:
а) невозможно в современных условиях
б) требует комплексного подхода, включающего в себя деятельность государства на принципах демократизма и гуманизма
в) возможно только путем силового воздействия
41. Принцип гуманизма при решении национальных проблем проявляется:
а) в добровольном поиске согласия (консенсуса) и отказе от насилия
б) в признании приоритета прав человека над правами государства, общества, народов
в) уважении суверенитета народов и их права на самоопределение .
г) во всем перечисленном выше
42. Что из перечисленного не соответствует задачам разрешения межнациональных конфликтов?
а) конституционное запрещение всех видов дискриминации
б)систематическое применение силовых методов
в) конституционное закрепление гарантий равенства граждан
г) формирование уважения к другим народам, к их культуре через систему образования"