Пальцев ведущей руки с речью.

По методике Л. З. Андроновой

1. Рука не напряжена и расположена на любом предмете (лучше на бедре). Кисть руки при этом располагается как при игре на фортепиано, она округла и свободна.

2. Началу каждой синтагмы — фразы соответствует нажатие большого пальца.

3. Пальцы движутся поочередно (1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2...) до окончания слогов в синтагме.

4. Пальцы руки как бы имитируют плавную игру на фортепиано, что способствует слиянию слогов в синтагме.

5. Начало каждого первого слога синтагмы выделяется как более сильным и длительным нажатием большого пальца, так и его четким произношением. Это, является «буксирным» импульсом для запуска первого слога синтагмы.

6. Таким же сильным и длительным нажатием пальца и соответственно акцентированным произношением выделяются все сильные позиции в синтагме (ударения).

7. Теперь все, что вы произносите, вы будете говорить только при помощи руки: слова, фразы, весь речевой материал, который будет даваться в дальнейших занятиях. После окончания режима молчания, все ваши произвольные самостоятельные высказывания должны произноситься только в сочетании с движением большого пальца ведущей руки.

Фраза: Я' — небольшое движение вперед большого пальца,

пой — указательный палец подхватывает,

ду' — средний палец,

гу — безымянный палец,

ля'ть — мизинец.

В речи фраза должна звучать совершенно слитно, как одно слово:

япойдугулять.

Пальцы поочередно, отрываясь от бедра (лучше, чтобы рука лежала на бедре), как бы включаются в речевой поток.

Вдох. На выдохе с мягкой голосоподачей:

Фраза: На' — 1-й большой палец (сильная позиция),

ша — 2-й палец,

Та' — 3-й палец (ударный слог, сильное нажатие пальца),

ня — 4-й палец,

гро'м — 5-й палец (сильная позиция),

ко — 4-й палец,

пла' — 3-й палец (сильная позиция),

чет — 2-й палец.

Руку опустить, расслабиться.

Вдох. На выдохе с мягкой голосоподачей: Уронила в речку мячик.

У - ро - ни' - ла - вреч - ку - мя' - чик.

1п. 2п. Зп. 4п. 5п. 4п. Зп. 2п.

1п — первый (большой) палец.

2п — второй (указательный) палец и т.д.

Развитие мелкой моторики

Речь напрямую связана с дифференцированным движением пальцев рук. Упражнения:

1. Соединить быстро пальцы правой и левой руки.

2. Помассировать палец о палец (кончиками), до 10 движений.

3. Быстрая синхронная «игра на пианино» пальцами левой и правой руки (одной, потом двумя руками).

4. Перебирать рис, гречу (захват двумя пальцами поочередно).

5. Можно перебирать бусы, четки.

Точечный массаж

Точка 2 (Нэй-гуань)

Находится на передней поверхности предплечья выше средней складки запястья между сухожилиями.

Самовнушение

Проговариваем с рукой

Цель:связать речь и спокойствие.

Речь легкая, спокойная.

Поза свободная.

Взгляд уверенный.

Вплываю в речь.

Расслабление и спокойствие.

Спокойствие и расслабление.

У меня уверенный взгляд.

У меня прекрасная осанка.

Я спокоен и уверен в себе.

Я отбросил тревогу.

Прогнал страх перед речью.

Когда начинаю говорить, спокойствие не исчезает.

Я говорю спокойно и плавно.

Я переношу приятное расслабление на речь.

Я могу говорить только в спокойном, расслабленном состоянии.

Произносить эти фразы утром и перед сном.

ЗАНЯТИЕ 3

План

1. Чтение дневников о состоянии речи.

2. Проверка домашних заданий занятий 1 и 2.

3. Расслабление рук.

4. Расслабление ног. Формулы внушения.

5. Психотерапевтическое внушение.

6. Дыхательная гимнастика.

7. Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

8. Речевые упражнения.

9. Работа над силой голоса.

10. Путь к себе. Настрой.

11. Точечный массаж.

12. Самовнушение.

Чтение дневников о состоянии речи

Участники группы по желанию зачитывают свои дневники. Перед чтением кратко описываем речевые правила:

• Говорить на выдохе (дыхание диафрагмальное).

• Говорить только в расслабленном состоянии, преодолев страх перед речью.

• Говорить только с движениями пальцев ведущей руки.

Наши рекомендации