Формы об. урок-основ. форма орган. обуч.
ФО исп. для того, чтобы созд. наилучшие условия передачи ЗУН раз-ия дарований, практич. спос. ФО- внешняя сторона организ уче-ого процесса. кот. связана с колич обуч. уч-ся. временем и местом обуч. В первобытном обще сложилась система индивид. О, как передача опыта от одного чел. к др. старшие учили млад, По мере развития общества (земледелия, астрономии,.) возникала потребн в образованных людях, и тогда индив. обуч перешло в индив.-групповую ф. (школы средневековья). (10—15 чело), учи-ль кратко излагал мат-л одному ученику, давал ему зад. для самост работы и переходил к 2, 3…Завершив работу с последним, уч возвращался к 1 ученику. в группы собирались дети разного возраста и степени подготовки. О было основ. на заучивание священных писаний. С увеличением колич обуч-хся была заменена классно-урочнойкак одним из видов групповой сист обучения Кл-уроч сист обуч— высшая форма груп. общения. Коменский, разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. Признаки кл-ур сист:-постоянный состав уч-ся одного возраста и уровня подготов
- уч. процесс осущ. в виде взаимосвязанны частей; - каждый ур посвящен только одному предмету;- пост. место и продолжительность занятий; -стабильное расписание занятий. Клас-ур система имеет преимущества:-усвоение мат-ла идет небольшими порциями, послед-но; - чередование видов умственной и физической дея-сти; -присутствует строгая организ. стр-ра; -экономия ср-в госу-тва один уч-ль раб. с большой груп уч-ся; -воспитыв. чувство кол-изма, происх. сочетание работы со всем классом и индив. работы с отдельным уч-мся. Недостатки:- ориентация на «среднего» ученика;-невозможность пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности; -затруднения в индив. подходе к уч-ся. Гл. Элем. кл-ур системы-урок. Урок— логически законч. во временным, смысловом и организац. отношении отрезок уч. процесса. быть направлен на вып. соц. заказа общества; Требования к уроку:■ ставить и решать позн, восп и разв задачи; ■ обладать деятельностным подходом в обуч;■ активизир. познав. дея-сть уч-ся, развив инициативу и тв-во;■ обладать комплексным подходом к орг-ции уч процесса; ■ иметь соверш. стр-ру построения; ■ сочетать рацион. и эмоцоин.; ■ иметь высокий, но посильный для уч-ся темп проведения; ■ обладать оперативной обратной связью; ■ быть эмоцион. насыщенным; ■проход. в благопр. психолог. микроклимате. Именно на ур., а не на кружк. занятии, не на консультации или в дом самост раб шк-ов учитель реализует требования уч. плана, вып. уч. программу. Др формы только помогают уроку. На каждом ур. реш. цель: обучить, воспитать, развить. Дидактич. треб. к ур.: -четкое опред. образов. задач кажд. ур; -внедрение новейш. технологий познав. дея-сти; -разумное сочетание разнообразных видов, форм и методов; -творч. подход к формир. стр-ры урока; -сочетание различных форм кол де-сти с сам деятельностью уч-ов; -научный расчет и мастерство проведения урока. Воспитат. требования к ур.: -опред. воспитат. возм-стей уч. мат-ла, -постановку тех воспи задач, кот. вытекают из целей и содерж учеб работы; -воспит и общечеловеч. ценностях жизненно необход кач-в: усидчивости, аккуратности, отв-сти, исполн-сти. Развив. требования:
-формир и разв полож-ных мотивов учеб-познав дея-сти, интересов, творч. инициативы и активности;- проведение уч. занятий на «опережающем» уровне. Типы уроков по дидактическим целям: Изуч новых знаний; совершенст ЗУН; обобщения.
7. Диагностика рез-тов обуч. уч-ся нач. кл.
Пед диаг насчитывает столько же лет, сколько вся пед-ая деят-сть. Кто учил планомерно, всегда пытался опред и результаты своих усилий. Этому помогает диагностика-это прояснение всех обстоятельств протекания дидакт. процеса. Целью диагн- своевременно контролир. провер. выявить оценить проанализ течение уч процеса. Принципы диагностир.: объективность, систематичн., наглядность (гласность).Объективности-равном, дружеском отношении пед ко всем обучае, точное, адекватное оценивания ЗиУ. систематичности, что регулярному диагностир. подвергаются все обуч. с первого и до последнего дня пребывания в уч. заведении. наглядности проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг носит наглядный, сравнимый характер. Способы диагн-ния:- наблюд. за повседневной раб.у-ся;- проверка вып. дз;- наблюдение за вып. зад. в классе;-контр. и самост. работы, экскурсии в целях проверки З;-творч. раб.;- тестирование обученности и воспитанности уч-ся;- ис-ние потенциальных возможностей уч-ся;Контроль-выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых; это способ получения уч-ем информации о каче-ном состоянии учеб процесса. Проверка-выявл. и измерение ЗУНов уч-ся. получение объективной информ о степени освоения учеб материала.Функции контроля:1) контролирующая-уста-ние обратной связи, учет рез-тов контроля;2) обучающая-дается целью корректировке, соверше-анию и сист-зации зн; 3)восп-ющая-приучении уч к сист-ской работе, в формир. нравств. качеств, самооценки;4)развив.ающая-заключ. в разв. памяти, внимания, интереса к предмету, 5) мотивац.- развитие мотива и потребности в учебе;6) диагностир. и прогнозир. (по реализац. целей контроля). Основные виды контроля: Текущий ходе повседневной раб. на уроках. Этот стимулир повыш интереса к изучению.Тематический после изуч. отд. темы, чтобы выяснить, как усвоили прошед матер-л.Итоговый в конце уч. года, курса. Методы контроля за уч дея-стью:1Повседневное наблюдениепедагог состав представление о том, как они восприн. и осмыслив. изучаемый мат-ал 2мет устного контроля(ответ опрос(индивид., фронтальн, комбинир.) 3мет письм контроля(контрол работа провер излож сочин диктант)4 мет практич кон (лаборат опыты сосс таблиц схем)5дидактические тесты- набор стандартных зад-ий нужно выбрать правиль преимущество: быстрая оброботка данных оператив экономия времени.Оценивание высту как процесс проверки, а оценка-как рез-т проверки и проявл. в оценочных суждениях. Оценка-качеств. показатель раб. уч-ся.Отметка - условное обозначение. Функции: (Ананьев):
-ориентирующей, возд. на умственную раб. шк., и пониманию им собственных З; -стимул-ей, возд. на эмоц-волевую сферу посредством переж-ния успеха и неуспеха, -восп-юще- под влиянием отмет происх «ускор. или замедл. темпов умственной раб. Приоритетной целью обучения является развитие личности шк., опред. параметрыоценочной дея-сти учителя: -кач-во усвоения предметных ЗУН, их соотв-ие требованиям гос стандарта оценив отметкой; -степень сфор-ости уч деятел шк. (коммуни, читательский, трудовой, -степ развития осн. кач-в (умения наблюд ,ализир, сравнивать); -уровень раз прилежания и старания. Цели введения 10-балльной явл: 1.повыш. объективности оценки 2) реализация интегративного подхода 4)созд. условий для стим-ния уч.-позн д уч примене разноуровн обуч; Т.о, диагнаст. выходит на первый план как общий способ получ. информац о протикании уч.-воспит процесса.