И требования к компетентности

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГИУСТ____________________

П.И.Бригадин___

(подпись) (И.О.Фамилия)

«__»______________2012г.

(дата утверждения)

Регистрационный № УД______/р.

Основы психологии и педагогики

(название дисциплины)

Учебная программа для специальностей:

1-26 02 03 «Маркетинг», 1-26 02 02 «Менеджмент»,

1-24 01 02 «Правоведение»

(код специальности) (наименование специальности)

Факультет __ГИУСТ____

(название факультета)

Кафедра социальной работы

(название кафедры)

Курс (курсы) _1,2______________________________

Семестр (семестры) ____1-3_________________________

Лекции ___18____ Экзамен _____1________

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия 16 Зачет ___-_____________

(количество часов) (семестр)

Лабораторные

занятия ________ Курсовой проект (работа)_________

(количество часов) (семестр)

Всего аудиторных

часов по дисциплине 34

(количество часов)

Всего часов Форма получения

по дисциплине 180 высшего образования дн., заочн. _

(количество часов)

Составили: А.А.Колмаков, канд.психол. наук, доцент, Т.И.Станкевич, преподаватель

2012 г.

Учебная программа составлена на основе

Основы психологии и педагогики Утверждена Министерством образования РБ 5 июля 2007 г. Регистрационный № ТД –СГ. 006 ,тип

(название типовой учебной программы (учебной программы (см.разделы 5-6 порядка)), дата утверждения, регистрационный номер)

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры

И требования к компетентности - student2.ru (название кафедры)

И требования к компетентности - student2.ru (дата, номер протокола)

Заведующий кафедрой

И требования к компетентности - student2.ru (подпись) (И. О. Фамилия)

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом'1

И требования к компетентности - student2.ru (название высшего учебного заведения)

(дата, номер протокола)

Председатель

И требования к компетентности - student2.ru (подпись) (И. О. Фамилия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальностьизучения на первой ступени высшего образования студентами всех специальностей учебной дисциплины«Основы психологии и педагогики» обусловлена универсальностью психолого-педагогических знаний и умений, которая проявляется в широком их применении в социально-профессиональной деятельности любых специалистов. Комплексное изучение студентами человеческих возможностей, освоение способов развития творческого потенциала личности, воспитания (самовоспитания), социальной коммуникации и управления, эффективных моделей и технологий познания и образования, самообразования и акмеологического роста обеспечит успешность решения выпускниками учреждений высшего образования многих социально-личностных и профессиональных задач. К ним относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, продуктивного общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; обучение и повышение квалификации персонала; решение социально-воспитательных задач в трудовом коллективе; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего делового имиджа; организация семейной жизни, осуществление гуманистического воспитания детей в семье, их полноценного развития.

Основной целью изучения учебной дисциплины«Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии. Такие универсальные психолого-педагогические компетенции включают:

- компетенции в области философских и правовых основ образования, определяющих его функции и целевые установки, условия и механизмы его функционирования и развития;

- компетенции межличностного взаимодействия и коммуникации специалиста как субъекта социальной, гражданской, профессиональной сфер;

- компетенции решения социально-воспитательных задач в коллективе;

- компетенции в области повышения квалификации и переподготовки персонала;

- компетенции управления коллективом;

- компетенции непрерывного самообразования и профессионального самосовершенствования;

- компетенции в области семейной жизни, воспитания и развития детей.

Задачи освоения дисциплины«Основы психологии и педагогики» определяются требованиями к овладению студентами обобщеннымипсихолого-педагогическими знаниями и умениями, лежащими в основе представленных выше универсальных психолого-педагогических компетенций.

Студент должен знать:

· понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;

· положения современных концепций образования и развития личности, педагогические методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;

· индивидуально-психологические качества и особенности личности, способы мотивации и регуляции поведения и деятельности;

· социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;

· образовательные тенденции, функции и модели образования; структуру и направления развития национальной системы образования;

· подходы и принципы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;

· основы семейной педагогики.

Студент должен уметь:

· учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;

· организовывать продуктивное межличностное и профессиональное взаимодействие и общение, в том числе в условиях поликультурной среды;

· определять и учитывать при взаимодействии и коммуникации в социальной и профессиональной сферах индивидуально-психологические и личностные особенности людей с учетом возрастных и гендерных различий;

· использовать психолого-педагогические знания, методы и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении обучающих занятий с персоналом;

· осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования;

· обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.

Цель и задачи названной учебной дисциплины конкретизируются далее для каждой ее составляющей «Основы психологии» и «Основы педагогики».

Содержание учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» разработано в соответствии с указанными выше универсальными психолого-педагогическими компетенциями и соответствующими им обобщенными знаниями и умениями и представлено в виде модулей.

Для каждого модуля определены требования (в виде совокупности психолого-педагогических знаний и умений) к овладению конкретными компетенциями, для формирования и диагностики которых разработаны разноуровневые тестовые задания и обобщенные задачи по психологии и педагогике в электронных учебно-методических комплексах «Основы психологии» и «Основы педагогики». Компонентный состав модулей дисциплины представлен в примерном тематическом плане дисциплины.

Основными методами и технологиями обучения, адекватно отвечающими задачам изучения данной дисциплины, являются: 1) методы проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы); 2) личностно ориентированные (развивающие) технологии, основанные на активных (рефлексивно-деятельностных) формах и методах обучения («мозговой штурм», деловая, ролевая и имитационная игры, дискуссия, пресс-конференция, учебные дебаты, круглый стол, кейс-технология, проект и др.); 3) информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие проблемно-исследовательский характер процесса обучения и активизацию самостоятельной работы студентов (структурированные электронные презентации для лекционных занятий, использование аудио-, видеоподдержки учебных занятий и др.).

Содержание и формы самостоятельной работы студентов, включая контролируемую самостоятельную работу (КСР), а также модель рейтинговой системы оценки знаний (кредитно-модульной системы), обеспечивающие контрольно-оценочную деятельность преподавателя за результатами обучения студентов, разрабатываются (или выбираются и адаптируются) кафедрой социальной работы ГИУСТ БГУ в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов.

Наиболее эффективными формами и методами организации самостоятельной работы студентов являются: выполнение промежуточных тестов, в том числе на компьютерной основе; решение педагогических задач или ситуаций с презентацией результатов; защита самостоятельно разработанных проектов (индивидуальных или коллективных) или выполненных творческих заданий; подготовка и участие в активных формах учебно-исследовательской деятельности. При этом указанные формы и методы организации самостоятельной работы студентов рекомендуется для стимулирования учебно-исследовательской активности обучающихся подкреплять компьютерными и мультимедийными средствами, в качестве которых могут выступать современные электронные учебно-методические комплексы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

(для студентов дн, отд., специальности «маркетинг», «менеджмент»)

  Название разделов и модулей Количество часов
Аудиторные Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия Контролируемая самостоятельная работа (КСР)
Курс «Основы психологии»
Раздел I. Психология личности  
Тема 1. Введение в курс «Основы психологии».Биологические предпосылки психических функций человека      
Тема 2. Психологическая подструктура личности      
Тема 3. Психические состояния и свойства личности      
Тема 4. Направленность и социальная подструктура личности      
Раздел II. Социальное поведение человека  
Тема 5. Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах      
Тема 6. Личность и группа как субъект и объект управления      
Тема 7. Роль и психологические функции руководителя в системе управления      
Тема 8. Итоговый контроль психологической компетентности студента как составляющей социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования      
Всего часов    
Итого
Курс «Основы педагогики»
Раздел I. Общие основы педагогики  
Тема 1. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке      
Тема 2. Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития      
Тема 3. Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути развития      
Раздел II. Развитие, воспитание и социализация личности  
Тема 4. Развитие и воспитание личности    
Тема 5.Социализация личности. Семейное воспитание      
Раздел III. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития
Тема 6.Самосовершенствование личности      
Тема 7. Личность и творчество      
Модуль-резюме. Педагогическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования      
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы педагогики»      
Всего часов  
Итого часов по дисциплине «Основы психологии и педагогики»  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

(для студентов заочн отд., специальности «маркетинг», «менеджмент»)

  Название разделов и модулей Количество часов
Аудиторные Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия Контролируемая самостоятельная работа (КСР)
Курс «Основы психологии»
Раздел I. Психология личности  
Тема 1. Введение в курс «Основы психологии».Биологические предпосылки психических функций человека      
Тема 2. Психологическая подструктура личности      
Тема 3. Психические состояния и свойства личности        
Тема 4. Направленность и социальная подструктура личности        
Раздел II. Социальное поведение человека  
Тема 5. Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах        
Тема 6. Личность и группа как субъект и объект управления        
Тема 7. Роль и психологические функции руководителя в системе управления        
Тема 8. Итоговый контроль психологической компетентности студента как составляющей социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования        
Всего часов      
Итого  
Курс «Основы педагогики»
Раздел I. Общие основы педагогики  
Тема 1. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке      
Тема 2. Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития        
Тема 3. Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути развития        
Раздел II. Развитие, воспитание и социализация личности  
Тема 4. Развитие и воспитание личности        
Тема 5.Социализация личности. Семейное воспитание        
Раздел III. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития
Тема 6.Самосовершенствование личности        
Тема 7. Личность и творчество      
         
         
Всего часов  
Итого часов по дисциплине «Основы психологии и педагогики»  
   

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

Общая цель курса «Основы психологии»: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической и управленческой культуры студентов.

Образовательная цель: освоение студентами знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека.

Воспитательная цель: формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения других людей, стимулирование процессов самоактуализации и самореализации.

Развивающая цель: развитие у студентов умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира. На изучение курса «Основы психологии» отводится 16 аудиторных часа, в том числе: 10 час. – на лекционные занятия, 4 час. – на практические занятия, 2 час. – на контролируемую самостоятельную работу (КСР), включая модуль-резюме и модуль-контроля, 16 час. – на самостоятельную работу.

Содержание курса «Основы психологии»

и требования к компетентности

Наши рекомендации