Чтение детей как национальная ценность

Задание по курсу

Семейное чтение

Журнал

“Библиотерапия”

Чтение детей как национальная ценность - student2.ru

Выполнил: Журов С. 411 гр.

Зайцев М. 411гр.

Проверила: Павлова А.С.

Санкт-Петербург

2006г.

Оглавление

Введение……………………………………………………….. 3

Чтение детей как национальная ценность…………………… 4

Психофизическая характеристика возраста ребенка…………6

Как приобщить ребенка к книге. Практикум…………………8

Заключение…………………………………………………… 13

Список использованной литературы………………………….15

Приложения…………………………………………………….16

Введение

Здравствуйте, уважаемые библиотекари, учителя, мамы и папы, а также все те кому небезразлично будущее нашей страны и наших детей. Перед вами пилотный выпуск нового журнала, посвященного проблемам семейного чтения. Необыкновенную, ни с чем не сравнимую радость дарит ребенку голос мамы или папы, читающего новую книгу. Не зря одними из самых приятных воспоминаний детства становятся для нас теплые семейные вечера, полные совместного переживания происходящих в книге увлекательных событий, осмысления и взволнованного обсуждения прочитанного! Не пропустите возможность расширить свой читательский кругозор с помощью нашего журнала.

Наш коллектив надеется, что этот журнал поможет не только специалистам, но и многим семьям в развитии их детей, приобщению к миру книг и повышению их интеллектуального благополучия.

Темой нашего пилотного номера является роль семейного чтения в жизни ребенка 5-7 лет, а иначе – старшего дошкольного возраста. Это период является наиболее важным в формировании интереса к чтению. Многие из них относятся к чтению, как к тяжелому труду. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу необходимости, для подготовки к занятиям в школе. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Далее мы попытаемся помочь вам разобраться в данной проблеме, расскажем об общих особенностях этого периода жизни ребенка, расскажем на примере небольшого упражнения как привить интерес к чтению и познакомим с последними достижениями зарубежных специалистов.

Чтение детей как национальная ценность

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по-видимому, радикально меняется. Педагоги, родители, другие воспитатели с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать.
Действительно, согласно данным исследований начала 90-х годов, престиж чтения несколько снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями — играми, общением со сверстниками, просмотром телепередач и прослушиванием музыкальных произведений.
Данные исследований конца 80-х — начала 90-х годов свидетельствуют о том, что значительная часть детей (до 33%) вообще не любит читать. То, что мы можем стать обществом «вторично неграмотных», косвенно подтверждают и педагоги.
В процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная», «видеокультура», «электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. Наверное, можно уже говорить о том, что в России набирает темпы процесс, который на Западе в 80-е годы был назван «кризисом чтения».
Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. В «Хартии читателя» (1992 г.) — документе, с которым Международная ассоциация издателей обращается к правительствам всех стран, подчеркивается, что чтение — это всеобщее право. Особое внимание здесь уделяется ранней встрече с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения.

Приобщение дошкольников к книге и чтению возможно главным образом в семье и иногда в дошкольных учреждениях. Но, согласно данным исследования РГБ начала 90-х годов, посвященного изучению чтения, в семьях с детьми дошкольного возраста преобладает категория родителей, которые не заботятся о приобщении ребенка к чтению. В таких семьях, как правило, культивируется ежедневный просмотр телепередач и видео. Около трети родителей хотели бы приобщить детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания особенностей ребенка как читателя. Самая малочисленная категория родителей (около 22%) уделяет большое внимание развитию ребенка, иногда устраивает совместные семейные чтения. К сожалению, большинство родителей отличает низкая степень информированности о книгах для детей. Репертуар книг для семейного чтения недостаточно разнообразен, зачастую случаен, поэтическая подготовка дошкольников пребывает в плачевном состоянии.

К сожалению, детский сад не в состоянии компенсировать проблемы семьи. Уровень компетентности воспитателя — сотрудника детского сада в проблемах детского чтения, как правило, низок. Даже в тех воспитательных учреждениях, где в программу обучения и воспитания входит приобщение детей к литературе, используются обычно небольшие по объему или сокращенные произведения разных жанров, с помощью которых невозможно привить любовь к книге. Другие, более компетентные, консультанты — библиотекари пока мало работают с семьями, где есть дети дошкольного возраста. В результате исследователи детского чтения констатируют тенденцию замедленного введения ребенка в книжную культуру.

Cогласно последним американским исследованиям, в вопросах детского чтения «воспитателем, практически не имеющим себе равных», является… телевизор.

С одной стороны, телевидение пробуждает интерес к окружающему миру и тем самым стимулирует чтение. С другой стороны, порождает поверхностное восприятие информации. В результате способность детей к длительному сосредоточению при чтении утрачивается.

На Западе педагоги признают появление «ленивых», пассивных читателей, которые умеют, но не хотят читать. Исследователи отмечают, что влияние телевидения сказывается также и в том, что оно приучает потреблять готовые образы и схемы, и те, кто много смотрит телевизор, книгам предпочитают комиксы. У детей становятся все более популярными журналы комиксов, посвященные различным героям мультфильмов — медвежонку Бамси, черепашкам-ниндзя, маленьким пони и т.п. Таким образом, низший слой массовой культуры все более внедряется в читательский и зрительский мир ребенка.
По мнению американских специалистов, успехи школьников в учебе зависят от времени, которое они посвящают просмотру телепрограмм. Выяснилось, что чем меньше времени они проводят перед телевизором, тем лучше учатся.

Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависят духовное здоровье и будущее нации. Чтение рассматривается некоторыми социологами как «чуткий показатель состояния общества». Соглашаясь с вышесказанным, можно добавить, что детское чтение — индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. Вот почему во многих развитых странах проводится государственная политика в области чтения, и особые усилия прилагаются для поддержки и стимуляции чтения детей и молодежи.
В нашей стране проблема детского чтения долго не осознавалась как государственная задача. Государственные структуры управления до сих пор не уделяют должного внимания изучению системы «Ребенок — книга», не признают приоритета детства в ряду социальных исследований и отказываются финансировать соответствующие проекты. У нас нет ни «карты детской культуры» (которая есть в Швеции), ни «карты детского чтения» (которая была сделана в Германии), ни специального института или хотя бы центра изучения детского чтения и книги для детей (которые есть во многих государствах).
Опираясь на опыт развитых стран и богатую отечественную практику, в России нужно разработать как часть культурной политики политику в области детского чтения. Необходим целый ряд мер для того, чтобы, согласно подписанной нами Конвенции ООН, права ребенка на культурное развитие, в том числе на детское чтение, были не только признаны приоритетными, но и воплощены в жизнь.

Наши рекомендации