Технологическая карта педагогического проектирования

Основы педагогического проектирования

Вопросы

1. Сущность педагогического проектирования. Факторы, обуславливающие необходимость педагогического проектирования. Уровни педагогического проектирования.

2. Технология педагогического проектирования.

Литература

  1. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб.1995.
  2. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГТУ, 1996.

3. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М.: Академия, 2008.

Вопрос 1. Сущность педагогического проектирования. Обоснование необходимости педагогического проектирования.

Что такое педагогический проект?

Педагогическое проектирование – это ограниченная во времени деятельность педагога, направленная на решение педагогической проблемы путем ее исследования и моделирования будущего образовательного процесса. Завершается педагогическое проектирование созданием необходимого продукта (программы развития образовательного учреждения, учебной программы, новой технологии обучения или воспитания, методического материала, внеурочного мероприятия и т.п.).

Факторы, обуславливающие необходимость педагогического проектирования:

1. Демократизация образования. Образовательные учреждения получили право самостоятельно разрабатывать образовательные программы, выбирать наиболее оптимальные методы и технологии обучения и воспитания, а также выбирать формы и средства обучения и воспитания. Учителя получили свободу педагогического творчества.

2. Вариативность образования. Вариативность образования заключается в возможности учеником осуществлять выбор образовательного учреждения, профиля обучения. Учителя могут выбирать программы и учебники, по которым они обучают учащихся.

Уровни педагогического проектирования

1. Уровень федеральный (Нацпроект «Образование», модернизация среднего общего образования, оптимизация сети профессиональных учреждений. Переход на двухуровневое высшее образование и т.п.)

2. Уровень региональный, местный (разработка программ развития образования, оптимизация сети образовательных учреждений, интеграция образовательных учреждений с учреждениями социально0культурной сферы, информатизация образовательных учреждений и т.п.)).

3. Уровень образовательного учреждения (разработка программы развития образовательного упреждения, создание новых учебных планов, осуществление инновационных проектов (проектное, интегрированное, индивидуальное обучение, внедрение здоровьесберегающих технологий и т.д.). Для этого создаются творческие группы, проблемные лаборатории и т.п.

4. Уровень преподавателя. Создание инновационных проектов обучения и воспитания на уровне предмета и класса. К ним относятся:

– разработка авторской программы учебного предмета;

- разработка инновационной системы воспитательной работы (социальное проектирование, новая модель организации самоуправления в классе, разработка культурных программ и т.п.);

- внедрение инновационных форм, методов и технологий обучения и воспитания (интерактивное обучение, проектное обучение, технология критического мышления, дебаты, игровые технологии, внедрение новых информационных технологий и т.п.);

- внедрение новых способов оценки учебных достижений учащихся (тестирование, портфолио, переход от количественного к качественному оцениванию и т.п.).

Вопрос 2. Технология педагогического проектирования

Технологическая карта педагогического проектирования

Наши рекомендации