ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6

Тема: Развитие педагогики за рубежом в XIX веке (4 часа)

Задания к практическому занятию:

1. Прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Развитие педагогики за рубежом в XIX веке».

2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Сторонники идей утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия.

2.2. Представители немецкой классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель) об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия.

2.3. Концепция научного образования и природосообразного воспитания Г. Спенсера: отражение в ней представлений об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

2.4. Педагогическое значение психоанализа З. Фрейда.

3. Подготовить доклады:

3.1. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогическое наследие И.Г. Песталоцци, реализация педагогических идей в современной образовательной практике.

3.2. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогическое наследие И.Ф. Гербарта, реализация педагогических идей в современной образовательной практике.

3.3. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогическое наследие Ф.А. Дистервега, реализация педагогических идей в современной образовательной практике.

4. Подготовиться к беседе: «Идеи западноевропейских мыслителей и педагогов XIX в., реализуемые в современной образовательной практике».

Часть 1 практического занятия по теме:

«Развитие педагогики за рубежом в XIX веке» (2 часа)

План проведения 1 части практического занятия

1. Вводное краткое (5-7 мин.) сообщение учителя: «Особенности развития педагогической теории за рубежом в XIX – XX вв.»

2. Заслушивание сообщений и докладов студентов (см.: задания 3.1.-3.3).

3. Заслушивание выступления аналитико-критического характера по одному из сообщений.

4. Характеристика качества аналитико-критического выступления.

5. Заполнение таблицы по форме.

  И.Г. Песталоцци И.Ф. Гербарт Ф.А. Дистервег
Основная педагогическая идея      
Об идеале человека      
О смысле его жизни      
О цели воспитания      
О доминирующих способах педагогического воздействия      
О стиле педагогического взаимодействия      

Часть 2 практического занятия по теме:

«Развитие педагогики за рубежом в XIX в.» (2 часа)

План проведения 2 части практического занятия

1. Заслушивание сообщений и докладов студентов (см.: задания 2.1 – 2.4).

2. Заслушивание выступления аналитико-критического характера по одному из сообщений.

3. Характеристика качества аналитико-критического выступления.

4. Составление таблицы по форме.

  Социалисты-утописты (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) Немецкая классическая философия И. Кант, Г.В.Ф. Гегель) Г. Спенсер З. Фрейд
Основная педагогическая идея        
Об идеале человека        
О смысле его жизни        
О цели воспитания        
О доминирующих способах педагогического воздействия        
О стиле педагогического взаимодействия        

5.В ходе беседыобобщить идеи западноевропейских мыслителей и педагогов XIX в., реализуемые в современной образовательной практике».

Литература к практическому занятию по теме:

Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 1995.

Бим-Бад Б.М. Борьба в буржуазной педагогике Запада вокруг проблем природы и сущности воспитательного процесса // Борьба прогрессивных и реакционных тенденций в педагогике Запада эпохи домонополистического капитализма (конец XVIII – конец XIX вв.). М., 1983.

Башляр Г. XIX век. Педагоги и мыслители. М.,1990.

Василькова Ю.В. Педагогические взгляды Фурье. М., 1986.

Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. М., 1940.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Головащенко Ю. Роберт Оуэн и его социальная педагогика // Советская педагогика. 1971. №5.

Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.

Кларин М.В. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. 1996. №1.

Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1981.

Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. М., 2002.

Наши рекомендации