Задания и рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим и лабораторным занятиям.

Практические занятия для студентов очного отделения.

Практическое занятие № 1.

Тема: История становления психодиагностики за рубежом и в нашей стране. Современные проблемы науки и перспективы её развития

Задания и рекомендации к самостоятельной работе:

I. Прочитайте внимательно теоретические материалы к теме 1 в источнике:

Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Часть 1: Теоретические основы.– 152 с. (С. 14-38).

Особое внимание уделяйте терминам, определениям, понятиям. Подготовьтесь к терминологическому диктанту.

II. Заполните две таблицы:

«История становления психодиагностики за рубежом»;

«История становления психодиагностики в нашей стране» по следующей схеме:

Хронология (даты) Краткое содержание достижений С чьими именами связано
     

Таблицы заполнять, анализируя материалы следующих источников:

1) Введение в психодиагностику [Текст]: учебное пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : Академия, 1997. – 192 с. (Гл. 1. Из истории психологической диагностики. - С. 7 – 29).

2) Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с. (Гл. 2. Параграф 1. Разработка методов выявления умственной отсталости детей за рубежом (до середины ХХ века). - С. 21-27; Параграф 3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России. - С. 36-44).

3) Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В. И. Лубовский. – М. : Педагогика, 1989. – 104 с. (Гл. 1. История создания психологической диагностики нарушений развития. - С. 9 – 25).

4) Основы психодиагностики [Текст] / под общ. ред. А. Г. Шмелёва. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 544 с. (Гл. 1.3. История психодиагностики. - С. 37 – 66).

Примечание: для заполнения таблиц достаточно изучения одного из вышеприведённых источников (на выбор студента).

III. Составьте краткие планы-тезисы:

- главы IV «Современное состояние психологической диагностики в дефектологии» из книги: Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В. И. Лубовский. – М. : Педагогика, 1989. – 104 с. (С. 48-66).

- главы XI «Основные тенденции развития психодиагностики» из книги: Введение в психодиагностику [Текст]: учебное пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : Академия, 1997. – 192 с. (С. 180-190).

Сделайте вывод: произошли ли какие-то изменения в становлении науки психодиагностики за почти десятилетний период?

- Законспектируйте материал о перспективах развития психодиагностики из книги: Введение в психодиагностику [Текст]: учебное пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : Академия, 1997. – 192 с. (С. 189-190).

IV. Подготовьтесь к устным ответам на вопросы для обсуждения в ходе практического занятия.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы исторические предпосылки появления метода тестов. Предыстория метода?

2. В каком году появился первый вариант тестов А. Бине и Т. Симона? Как назывался этот диагностический инструмент тогда?

3. Почему А. Бине и Т. Симону понадобилось создание трёх вариантов своих тестов?

4. Проанализируйте содержание тестов А. Бине и Т. Симона с точки зрения возрастной, психологической, педагогической их значимости? (См. Приложения к теме № 1 из источника: Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Часть 1: Теоретические основы.– 152 с. (С. 119-133).

5. Что такое IQ? Когда он появился? Благодаря кому и чему?

6. Каковы последствия появления тестов Бине-Симона для психодиагностической науки?

Литература для подготовки:

Основная – см. выше (для заполнения таблиц), а также литература для любознательных:

1. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики [Текст] / Х. С. Замский. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1980. - 398 с.

2. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён и до середины XX века [Текст] / Х. С. Замский. - М.: НПО «Образование», 1995. - 400 с.

Отчётность: по пункту I – на одной из ближайших лекций; по пунктам II и III – сдача тетрадей для самостоятельной работы в сроки, указанные преподавателем; по пункту IV – в ходе практического занятия.

Практическое занятие № 2.

Тема: Психодиагностическая процедура.

Наши рекомендации