Обобщающий рассказ педагога по картине «Птичий двор». 11 страница

Ход занятия

1. Организационный момент.[Совершенствование грамматического строя речи (различение форм единственного и множественного числа имен существительных).]

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними. Дети подходят к своим стульчикам у стола. Логопед кладет перед каждым из них предметную картинку.

Логопед. Сначала сядет тот, у кого чашка.

Ребенок садится.

Логопед. Теперь сядет тот, у кого чашки.

Ребенок садится.

Логопед. Можно сесть тому, у кого нож.

Ребенок садится.

Логопед. А теперь — тому, у кого ножи.

Ребенок садится.

Логопед убирает картинки со стола.

Логопед. Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. Перечислите названия посуды, которую вы знаете.

Дети перечисляют названия посуды.

Логопед. Для чего нужна посуда?

Дети отвечают на вопрос.

2. Игра «У белочки в гостях».[Развитие речевого слуха, зрительного внимания, диалогической речи. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.]

Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображена белочка, накрывающая на стол, а на столе раскладывает предметные картинки с изображениями посуды: желтого чайника, красной чашки, синей сахарницы, белой вазы.

Логопед. Кого вы видите на картинке?

Дети. Это белочка.

Логопед. Белочка ждет гостей и просит нас помочь накрыть на стол. Сейчас вы будете выбирать посуду, о которой я скажу, и ставить ее на стол. (Обращается к первому ребенку.) Возьми желтый чайник и поставь его на стол, Ваня.

Ребенок выбирает картинку и закрепляет ее на игровом поле. (Игровое поле и предметные картинки снабжены «липучками» или магнитами.)

Логопед. Молодец. Правильно. Для чего нужен чайник? Ваня. Заваривать чай.

Логопед. Возьми красную чашку и поставь ее перед чайни­ком, Даша.

Ребенок выбирает картинку и закрепляет ее на игровом поле.

Логопед. Хорошо. Для чего нужна чашка?

Даша. Пить чай.

Логопед. Возьми белую вазу и поставь ее за чайник, Вадик.

Ребенок выбирает картинку и закрепляет ее на игровом поле.

Логопед. Правильно. Зачем нужна ваза?

Вадик. Ставить цветы.

Логопед. Возьми синюю сахарницу и поставь ее около чайника, Настя.

Ребенок выбирает картинку и закрепляет ее на игровом поле.

Логопед. Верно. Для чего нужна сахарница?

Настя. Насыпать сахар.

Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо помогали белочке. Она благодарит вас.

3. Игра «Что изменилось?»[Развитие зрительного внимания, зрительной памяти, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме именительного и родительного падежей единственного числа). |

Логопед убирает оставшиеся предметные картинки со стола.

Логопед. Продолжим игру. Посмотрите еще раз на картинку и запомните, что стоит на столе. Закройте глаза. (Убирает со стола желтый чайник и ставит на его место красный чайник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

Дети. Красный чайник.

Логопед. Чего не стало?

Дети. Желтого чайника.

Логопед. Правильно. Посмотрите на стол еще раз, закройте глаза. (Убирает со стола сахарницу и ставит на ее место молочник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

Дети. Зеленый молочник.

Логопед. Чего не стало?

Дети. Синей сахарницы.

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными, похло­пайте себе.

4. Пальчиковая гимнастика «Помощники».[Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им встать в кружок и сделать пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Снова загибают пальчики.
Так мы маме помогали. Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

5. Общая артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить 3—4 наиболее сложных упражнения. Каждое упражнение выполняется 2—3 раза. После каждого выполнения детям предоставляется возможность отдохнуть и проглотить слюну. Артикуляционная гимнастика по-прежнему проводится с использованием игрушек или предметных картинок.

6. Упражнения с дыхательными тренажерами.(Повторение, см. с. 23.) [Выработка направленной воздушной струи.]

7. Упражнение «Что купили?»[Работа над слоговой структурой слова.]

Логопед приглашает детей к мольберту, перед которым полукругом стоят стульчики. На мольберте выставлены картинки с изображениями посуды.

Логопед. Что вы видите на картинках? Перечислите.

Дети. Вазы, тазы, бидоны.

Логопед. Давайте прохлопаем эти слова: «ва-зы», «та-зы», «би-до-ны». (Произносит слова по слогам, одновременно прохлопывая ритмический рисунок.) Теперь я буду показывать одну из картинок и спрашивать у вас: что купили? Вы будете называть картинку и прохлопывать название.

8. Игра «Обезьянка».[Развитие зрительного внимания, творческого воображения, подражательности.]

Логопед приглашает детей выйти на коврик.

Логопед. Сейчас мы с вами попробуем изобразить посуду. Сначала мы изобразим чайник. Поставьте правую руку на пояс, как я, левую руку изогните в виде носика и надуйте животик.

Логопед показывает, как надо выполнять движения и позы, а дети повторяют за ним.

Логопед. Молодцы! Теперь давайте изобразим чашку. При­сядьте и поставьте левую руку на пояс, как я.

Дети по показу логопеда выполняют движения.

Логопед. Отлично! Теперь давайте превратимся в ложки. Встаньте прямо, поднимите руки и сомкните их над головой, как я. У вас очень хорошо получилось.

9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

По предложению логопеда дети вспоминают, чем они занимались сегодня. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными женского и среднего рода). Обучение суффиксальному способу словообразования.

Коррекционно-развивающие цели.Развитие диалогической речи, зрительного гнозиса и праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики, слухового внимания.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания. Воспитание бережного отношения к вещам.

Оборудование.2 куклы и 2 мишки разного размера, 2 комплекта кукольной мебели и 2 кукольных сервиза разного размера, предметные и разрезные картинки с изображениями мебели, корзинка, плоскостные изображения чашек и блюдец разных цветов, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа.Разучивание упражнения «Посуда». Упражнения в выполнении обязанностей дежурных по столовой.

Ход занятия

1. Организационный момент.[Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Развитие зрительного восприятия.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзинке — плоскостные изображения чашек разных цветов.

Логопед. Чтобы войти в кабинет, вы должны выбрать по одной чашке.

Дети выбирают по одной чашке и проходят к столу, на котором лежат плоскостные изображения блюдец тех же цветов.

Логопед. Подойдите к такому же блюдцу, что и чашка, которую вы выбрали.

Дети находят блюдце соответствующего цвета. Кладут рядом с ним свою чашечку и садятся на стул, поставленный рядом с этим местом.

Логопед. Садитесь. Расскажите, посуда какого цвета у вас.

1-й ребенок. У меня желтая чашка и желтое блюдце.

2-й ребенок. У меня красная чашка и красное блюдце.

3-й ребенок. У меня синяя чашка и синее блюдце.

4-й ребенок. У меня зеленая чашка и зеленое блюдце.

Логопед. Молодцы! Все правильно сделали. (Убирает «посуду» со стола.)

2. Игра «Разбитая чашка».[Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]

Логопед раздает детям конверты с разрезными картинками (рис. 9) и предметные картинки к ним.

Логопед. Посмотрите, какие красивые чашки нарисованы на картинках. В конвертах такие же чашки, но «разбитые». Помогите мне «склеить» их. Сложите части картинки правильно.

3. Игра «Куклы принимают гостей».[Совершенствование грамматического строя речи (обучение суффиксальному способу словообразования). Развитие диалогической речи.)

Логопед достает двух кукол разного размера и сажает их на стол.

Логопед. Давайте поиграем с куклами. Вот это Катя. А это Анечка. Сравните их.

Дети. Катя большая. Анечка маленькая.

Логопед. Правильно. У меня есть большая мебель для Кати и маленькая мебель для Анечки. Давайте расставим мебель и назовем ее. Мебель для Анечки называйте ласково, ведь она маленькая.

Логопед ставит на стол два кукольных комплекта мебели. Дети расставляют мебель и комментируют свои действия.

1-и ребенок. Это стол.

2-й ребенок. Это столик.

3-й ребенок. Это стул.

4-й ребенок. Это стульчик.

Обобщающий рассказ педагога по картине «Птичий двор». 11 страница - student2.ru

Рис. 9.

Логопед. Правильно. Посадите Катю за стол, а Анечку за столик. (Достает два кукольных сервиза.) Давайте накроем стол для Кати и Анечки. Расставляйте посуду и называйте ее. Маленькую посуду называйте ласково.

1-й ребенок. Это чашка.

2-й ребенок. Это чашечка.

3-й ребенок. Это ложка.

4-й ребенок. Это ложечка.

1-й ребенок. Это тарелка.

2-й ребенок. Это тарелочка.

Логопед достает двух игрушечных мишек разного размера. Логопед. Правильно. К куклам пришли в гости Миша и Мишенька. Они принесли куклам подарки. Расскажите, что это.

3-й ребенок. Это ваза.

4-й ребенок. Это вазочка.

Логопед. Пусть куклы и их гости пьют чай, а мы пойдем поиграем.

4. Подвижная игра «Посуда».[Развитие координации движений, общей моторики, творческого воображения.] Логопед приглашает детей выйти на ковер.

Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник, Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».
Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс.
Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.
Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.
Вот пластмассовый поднос, Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.

5. Общая артикуляционная гимнастика.[ Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить 3—4 наиболее сложных упражнения. Каждое упражнение выполняется 2—3 раза. После каждого выполнения детям предоставляется возможность отдохнуть и проглотить слюну. Артикуляционная гимнастика по-прежнему проводится с использованием игрушек или предметных картинок.

6. Упражнение «Подуем на чай».[Развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи.]

Логопед предлагает детям встать около своих стульчиков, раздает им плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Логопед. Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2—3 раза.

7. Упражнение «Внимательные ушки».[Развитие фонематиче­ского восприятия.]

Логопед предлагает детям вернуться к столу и раздает детям контейнеры с кружками.

Логопед. Сейчас я буду петь гласные звуки. Вы помните, что мы обозначаем их красными кружками. Вы будете выкладывать перед собой столько кружков, сколько звуков я спою. Слушайте внимательно: [а], [у], [ау], [уа], [ауа].

Дети выкладывают перед собой каждый раз столько кружков, сколько гласных звуков спел логопед. После того как логопед проверит, правильно ли они определили количество звуков, дети (по показу или предложению логопеда) убирают выложенные кружки.

8. Игра «Что лишнее?»[Развитие зрительного внимания, диалогической речи.]

Логопед ставит на наборное полотно 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек.

Логопед. Игра, в которую мы будем играть, называется «Что лишнее?» Что вы видите? Перечислите картинки.

Дети. Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

Логопед. Что здесь лишнее и почему?

Дети. Лишний мяч. Он — игрушка.

Логопед. А все остальное?

Дети. Посуда.

Логопед. Правильно. Назовите следующие картинки. (Ста­вит на наборное полотно новый комплект: чашку, тарелку, стакан, кружку.)

Логопед. Что лишнее и почему?

Дети. Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.

Логопед. А из остальной посуды?

Дети. Можно пить.

Логопед. Верно. Молодцы! Похлопайте себе.

9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня, и оценивает работу каждого из них.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда». Развитие связной речи, обучение повторению за взрослым рассказа-описания. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме родительного падежа единственного числа со значением отсутствия).

Коррекционно-развивающие цели.Активизация речевой деятельности. Развитие физиологического дыхания, речевого слуха, связной речи, зрительного внимания, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к вещам. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование.Плоскостные изображения чашек и блюдец разных цветов, плоскостные изображения посуды с недостающи­ми деталями, тетрадь № 1 по числу детей и контейнер с цветными карандашами; картинки, изображения которых начинаются со звуков [а], [у], чайник из кукольного сервиза, книга К. Чуковского «Федорино горе», наклейки, игрушки для сопровождения проведения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа.Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Упражнения в выполнении обязанностей дежурных по столовой.

Ход занятия

1. Организационный момент.[Развитие зрительного восприятия. Уточнение и расширение предикативного словаря.]

Логопед приглашает детей в кабинет и организует приветствие.

Логопед. Сядет тот, кто сможет подсказать мне нужные слова. Слушайте меня внимательно. Чашка нужна для того, чтобы из нее...

Дети. ...Пить чай.

Логопед. Кастрюля нужна для того, чтобы в ней...

Дети. ...Варить суп.

Логопед. Сковорода нужна для того, чтобы в ней...

Дети. ...Жарить котлеты.

Логопед. Чайник нужен для того, чтобы в нем...

Дети. ...Заваривать чай.

2. Повторение описательного рассказа о чайнике вслед за логопедом.[Развитие связной речи, речевого слуха.]

Логопед ставит на стол перед детьми чайник из кукольного сервиза.

Логопед. Что это?

Дети. Это чайник.

Логопед. Какой он?

Дети. Он красный.

Логопед. Что есть у чайника?

Дети. У него есть носик, ручка, крышка.

Логопед. Для чего он нужен? Что в нем кипятят?

Дети. В нем кипятят воду.

Логопед. Верно! Послушайте рассказ о чайнике. Это чайник. Он красный. У него есть носик, ручка, крышка. В нем кипятят воду.

Попробуйте повторить рассказ. Сначала скажите, что это, какого он цвета, перечислите, что у него есть. Потом объясните, для чего он нужен.

Дети по очереди с помощью логопеда повторяют рассказ.

3. Работа в тетради№1. [Развитие тонкой моторики. Уточнение и расширение словаря.]

Логопед раздает детям тетради, помогает им открыть их на нужном месте (с. 19), ставит на стол контейнер с карандашами, достает книгу К. Чуковского «Федорино горе».

Логопед. Воду можно кипятить не только в чайнике, но и в самоваре. Вам знакомо стихотворение К. Чуковского «Федорино горе»? Я прочитаю вам отрывок из этого стихотворения. Слушайте и рассматривайте картинку.

А на белой табуреточке

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит.

Какой самовар?

1-и ребенок. Большой.

2-й ребенок. Красивый.

3-й ребенок. Блестящий.

4-й ребенок. Желтый.

Логопед. Давайте раскрасим самовар в тетради желтым карандашом, но сначала не забудьте простым карандашом обвести ручки самовара.

Дети выполняют задание, логопед следит за правильностью посадки, оказывает необходимую помощь, оценивает работу детей, раздает наклейки.

4. Общая артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить 3—4 наиболее сложных упражнения. Каждое упражнение выполняется 2—3 раза. После каждого выполнения детям предоставляется возможность отдохнуть и проглотить слюну. Артикуляционная гимнастика по-прежнему проводится с использованием игрушек или предметных картинок.

5. Упражнение «Подбери картинки».[Развитие зрительного внимания, фонематического восприятия.]

Логопед приглашает детей выйти на коврик, где уже разложены картинки, названия которых начинаются со звуков [а], [у].

Логопед. Сядьте по-турецки. Рассмотрите картинки. Они вам знакомы. Сейчас каждый из вас выберет ту картинку, назва­ние которой начинается со звука А. Какие картинки вы выбрали?

1-й ребенок. Аист.

2-й ребенок. Астра.

3-й ребенок. Арка.

4-й ребенок. Азбука.

Логопед. Верно. С какого звука начинаются названия этих картинок?

Дети. Со звука А.

Логопед. Какой это звук?

Дети. Гласный.

Логопед. Молодцы! Похлопайте себе.

6. Упражнение «Подуем на чай».[Развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи.]

Логопед убирает картинки, предлагает детям встать, раздает им плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Логопед. Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2—3 раза.

7. Подвижная игра «Посуда».(Повторение, см. с. 182.) [Развитие координации движений, общей моторики, творческого воображения.]

8. Игра «Чего не хватает?»[Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в форме родительного падежа).]

Логопед предлагает детям пройти к мольберту, на котором закреплены плоскостные изображения посуды с недостающими деталями.

Логопед. Вы только что рассказали, как помогали маме и перебили посуду. Давайте расскажем, каких частей не хватает у разных предметов. Чего нет у чашки?

1-и ребенок. Ручки.

Логопед. Чего нет у чайника?

2-й ребенок. Носика. Логопед. Чего нет у вазы?

3-й ребенок. Ножки. Логопед. Чего нет у кастрюли?

4-й ребенок. Крышки.

Логопед. Молодцы! Давайте «склеим» «разбитую» посуду. Прикрепите недостающие детали.

Логопед раскладывает на столе недостающие детали. Дети подходят к мольберту и прикрепляют недостающие детали с помощью «липучек».

9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня, и оценивает работу каждого из них.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда». Развитие связной речи, обучение составлению загадок-описаний по образцу со зрительной опорой. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме родительного падежа единственного числа со значением отсутствия).

Коррекционно-развивающие цели.Развитие диалогической речи, фонематического восприятия, речевого слуха, зрительного внимания, физиологического дыхания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к вещам. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование.Тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, картинки, названия которых начинаются со звуков [а], [у], предметные картинки с изображениями посуды, наклейки, игрушки для сопровождения проведения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа.Индивидуальное обучение составлению загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.

Ход занятия

1. Организационный момент.[Развитие речевого слуха, мышления.]

Логопед приглашает детей в кабинет и организует приветствие. Дети встают около стульчиков, стоящих возле стола. На столе лежат предметные картинки.

Логопед. Перед вами лежат картинки, на которых нарисована посуда. Тот, про чью посуду я расскажу, может назвать свою картинку и сесть. Слушайте внимательно.

Он синий, большой. У него есть носик и ручка. В нем кипятят воду для чая. Что это?

1-и ребенок. Это чайник.

Логопед. Правильно, молодец! Садись. Слушайте дальше. Она большая, блестящая. У нее есть две ручки и крышка. В ней варят суп. Что это?

2-й ребенок. Это кастрюля.

Логопед. Верно. Садись. Он стеклянный, прозрачный. Из него пьют сок. Что это?

3-й ребенок. Это стакан.

Логопед. Умница. Садись. Она желтая, небольшая, у нее есть ручка. Из нее пьют чай или молоко. Что это?

4-й ребенок. Это чашка.

Логопед. Правильно, садись. (Обращается ко всем детям.) Какие вы молодцы! Отгадали все мои загадки. А теперь я хочу, чтоб вы загадали загадки сами.

2. Обучение составлению загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.[Развитие связной речи.]

Логопед приглашает к себе детей по одному и показывает каждому из них предметную картинку так, чтобы другие дети ее не видели.

Логопед. Посмотри на картинку, Рома. Расскажи о предме­те, не называя его. Что это? Какая она? Что на ней нарисовано? Для чего она нужна?

1-й ребенок. Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп. Что это?

Дети. Эта тарелка.

Логопед. Молодец, Рома. Ты правильно составил загадку. И ребята тоже молодцы. Быстро отгадали ее.

Аналогично составляют загадки остальные дети. Логопед ока­зывает им необходимую помощь.

3. Работа в тетради №1.[Развитие тонкой моторики.]

Логопед раздает детям тетради, открытые на с. 18, и простые карандаши, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Вы хорошо составили загадки о посуде. Теперь давайте займемся рисованием. Сначала простым карандашом вы обведете чашку и блюдце. Потом красным карандашом закрасите ручку чашки и серединку блюдца. И наконец, вы сможете украсить разноцветными кружками чашку и незакрашенную часть блюдца.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь, оценивая работу.

4. Подвижная игра «Посуда».(Повторение, см. с. 182.) [Развитие координации движений, общей моторики, творческого воображения.]

Логопед убирает тетради и карандаши, приглашает детей на ковер, выполняет упражнение вместе с ними.

5. Упражнение «Горячая каша».[Воспитание физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.]

Логопед раздает детям плоскостные изображения тарелок с кашей и приклеенными к ним кусочками ваты — паром.

Логопед. Посмотрите, какая каша в тарелках. Она горячая, над ней поднимается пар. Давайте вспомним стихотворение о каше, которое мы рассказывали в прошлом году.

Это каша для Любаши,

Пар над кашей поднялся.

Где же каша? Нету. Вся!

Возьмите тарелочку с кашей так, чтобы пар был перед вашими губами. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на пар, вы­тянув губы трубочкой. Не раздувайте щек.

Логопед следит за тем, чтобы «тарелка» находилась на расстоянии не более 10 см от губ ребенка. Упражнение повторяется 2—3 раза.

6. Общая артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить 3—4 наиболее сложных упражнения. Каждое упражнение выполняется 2—3 раза. После каждого выполнения детям предоставляется возможность отдохнуть и проглотить слюну. Артикуляционная гимнастика по-прежнему проводится с использованием игрушек или предметных картинок.

7. Упражнение «Что изменилось?»[ Развитие зрительного внимания, диалогической речи.]

Логопед приглашает детей к мольберту, на котором стоят четыре предметные картинки. Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом.

Логопед. Что это? Назовите картинки.

Дети. Нож, стакан, тарелка, ложка.

Логопед. Закройте глазки. (Убирает картинку с изображением ножа и ставит картинку с изображением тарелки.) Что изменилось?

Дети. Появилась тарелка.

Логопед. А чего не стало?

Дети. Ножа.

Логопед. Верно. Запомните, как стоят картинки. Закройте глаза. (Убирает картинку с изображением тарелки и ставит картинку с изображением чайника.) Что появилось?

Дети. Чайник.

Логопед. Чего не стало?

Дети. Тарелки.

Логопед. Верно. Молодцы!

Аналогично упражнение проводится еще 2—3 раза.

8. Упражнение «Подбери картинки».[Развитие зрительного внимания, фонематического восприятия.]

Логопед приглашает детей на коврик, где уже разложены кар­тинки, названия которых начинаются со звуков [а], [у].

Логопед. Рассмотрите картинки. Они вам знакомы. Сейчас каждый из вас выберет ту картинку, название которой начинается со звука [у]. Какие картинки вы выбрали?

Дети берут по одной картинке и кладут их перед собою на ковер.

1-йребенок. Утка.

2-й ребенок. Удочка.

3-й ребенок. Улица.

4-й ребенок. Уши.

Логопед. Верно. С какого звука начинаются названия этих картинок?

Дети. Со звука [у].

Логопед. Какой это звук?

Дети. Гласный.

Логопед. Молодцы! Похлопайте себе.

9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед достает коробочку с сюрпризом.

Логопед. О чем мы говорили на сегодняшнем занятии?

Дети. О посуде.

Логопед. Какие игры вам понравились?

Дети перечисляют понравившиеся им игры и упражнения.

Логопед. Вы так хорошо выполняли все мои задания, что я приготовила вам сюрприз. Он — в волшебном сундучке. Что это?

Дети. Это наклейки. Разноцветная посуда.

Наши рекомендации