Волшебный прием Тома Сойера
Как-то раз Тома наказали за целый ряд провинностей, которые он совершил. И в качестве наказания заставили красить забор.
И вот несчастный Том Сойер (а может быть, и не несчастный!) красит забор. Мальчишки же, наблюдавшие эту процедуру, стали подсмеиваться над Томом: «Ага, наказали! Заставили вкалывать! Давай-давай, вкалывай!»
Ситуация по своей сути очень трагична. Никто, тем более ребёнок, не может равнодушно переносить насмешки в свой адрес.
Но случай с Томом уникален. На наших глазах произойдет волшебная метаморфоза.
Мальчишки перестанут смеяться над Томом и покрасят ему забор.
Более того, они сами выстроятся в очередь и отдадут Тому все свои драгоценности, выворачивая наизнанку карманы.
И ради чего? Чтобы некоторое время подержать в руках обыкновенную кисточку и сделать несколько мазков по забору?!
С детьми произошла необычная метаморфоза.
Что же сделал Том Сойер?
А ничего особенного! Он просто сам для себя превратил наказание в игру.
«Да-а-а, - думал Том, - на этот раз никуда не удерёшь, придётся красить». Сунул кисть в краску, мазнул по забору и пришел в восторг: «Нет, в этом что-то есть!»
Том, не обращая внимания на насмешки мальчишек, увлеченно красил забор.
Мальчишки быстро сообразили, что здесь что-то не так: «Ну, не может наказанный с таким вдохновением выполнять наказание! Не мо-жет!»
Подошли поближе: «Том, а Том… А что это ты тут делаешь?» (Будто сами не видят!)
Но Том, не обращая на них никакого внимания, продолжал красить забор.
- Том, а Том, а дай покрасить, - раздалось первое робкое.
- А чё дашь? – прозвучало в ответ.
И сразу выстроилась очередь желающих покрасить забор, да ещё выворачивающих при этом из своих карманов рогатки, свистульки и другие мальчишечьи драгоценности в обмен на работу.
То, что сделал Том Сойер тогда, Вы, уважаемые родители, должны делать всегда, когда решите начать урок со своим малышом.
Перед началом урока, трепетно прижимая к себе карточки или весело помахивая ими, сообщите ребёнку радостнейшую весть: «Сейчас я тебе такие замечательные слова покажу!!! Садись! Смотри!» И сразу, без всякой паузы, начинайте весело показывать ребёнку карточки.
И не надо спрашивать малыша: «Ты хочешь посмотреть на эти карточки?» - Ребёнок может ответить: «Нет, не хочу».
Не нужно его провоцировать таким вопросом. Само Ваше приглашение должно быть сказано так весело, так интригующе, как будто Вы сообщаете ребёнку самую радостную и долгожданную новость.
Помните: любой малыш всегда реагирует в первую очередь не на смысл сказанного, а на интонацию.
Если Вы приятную новость, например, о том, что завтра пойдете в зоопарк, сообщите ребёнку с грозным видом, сдвинув брови, то он, скорее всего, не обрадуется, а напугается.
А если неприятную весть сообщить радостно, восторженно – малыш будет радоваться вместе с Вами.
Наверх
ЗАКОН ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
При хорошем настроении обучение идет в сотни раз эффективнее
Педагогическая мудрость
Обучайте ребёнка лишь тогда, когда не только у Вас, но и у него хорошее настроение
Этот закон продолжает предыдущий. Но его смысл гораздо глубже.
Мамы иногда в импульсивном восторге пытаются растормошить хнычущего ребёнка и с зажигательной интонацией призывают его обратить внимание на интересный материал нового урока. Но малыш начинает хныкать ещё больше, нисколько не желая менять своего настроения.
Не нужно в этом случае вообще приставать к ребёнку с чем-либо, тем более с уроками.
Существует строгое правило: если ребёнок болен или голоден, если у него режутся зубы или болит животик, если он с утра плаксив - то в такие дни лучше вообще никаких уроков не проводить. Не нужно ставить под угрозу срыва всю учебную программу.
Иногда бывают особые дни, когда ребёнок, что называется, не с той ноги встал. С самого утра он слезлив, постоянно хнычет: эти колготки он не наденет, эту кашу есть не будет, гулять не пойдёт. И вообще, всё, что Вы ни предлагаете, он, не задумываясь, отвергает.
Кстати говоря, у каждого ребёнка бывает период негативизма. Это объясняется тем, что он рано или поздно, но всё настойчивее и требовательнее пытается отстоять своё законное право на самостоятельность.
И не нужно в этом случае подавлять его свободу. Подойдите к проблеме разумно! Ведь самостоятельность – это хорошее качество, именно оно позволяет формироваться самодостаточным натурам и лидерам.
Вот когда у малыша всё пройдёт и опять вернётся хорошее настроение, тут сразу включайтесь со своими уроками. Данный закон особенно важно соблюдать в первый месяц занятий, когда формируется определённый режим и уроки для ребёнка ещё не стали ежедневной потребностью.
Случай из практики
Была как-то у нас на курсах одна мама. Из полутора тысяч слушателей, прошедших обучение в нашем Центре, второй такой не встретилось. Все слушатели на курсах ведут себя примерно одинаково: внимательно слушают, задают вопросы, а основные положения быстро записывают. Поскольку я на занятиях ничего не диктую, в основном, идет живой рассказ, то и записывать много ни у кого не получается.
Но эта мама была особенной.
Она строчила, не отрывая ручку от тетрадки. Каждое новое занятие она начинала с вопросов:
- Вот Вы вчера сказали… А если будет такой случай?...
И так минут 15-20 в начале каждого занятия уходило на импровизированный брифинг. Все неискушённые мамы с интересом слушали мои комментарии: «Да, действительно, как быть, если случится такое?...»
Я никогда не скупился в таких случаях на комментарии, зная, что здесь, на занятиях, действительно, всё выглядит легко и красиво, а вот когда мамы приступят к обучению своего ребёнка, то вот тут и начнут возникать многочисленные проблемы.
Теория всегда выглядит проще действительности. Всё кажется легко, пока сам не начнёшь делать. Тем более, что большинство слушателей – мамы молодые, неопытные. А часто встречаются на занятиях беременные женщины, у них вообще ещё нет опыта материнства.
Словом, любой вопрос, касающийся нештатных ситуаций, я не игнорирую, а использую эту возможность для обучения родителей самостоятельно составлять алгоритм решения проблемы.
Но вернемся к нашей слушательнице. Невооружённым глазом было видно, что она отличница до мозга костей и к данной методике относится очень серьёзно.
После курсов я снова с ней встретился через полгода на одном из вечеров встреч, которые мы устраивали достаточно часто. На этих встречах мы имели возможность собирать большое количество фактического материала, отслеживать результаты и совершенствовать методику.
- Андрей Александрович, помните, - обратилась она ко мне, - вы говорили на лекциях, что во время болезни ребёнка проводить занятия нельзя.
- Да, нельзя, - подтвердил я ещё раз этот закон обучения.
И она поведала свою историю.
Полгода назад, когда ребёнку было 2,5 года, они приступили к занятиям. И маме, и малышу эти занятия «жутко нравились».
Но вот однажды ребёнок заболел: поднялась высокая температура, которую никак не удавалось сбить. Все доступные медики были подняты по тревоге (положение родителей позволяло обеспечить первоклассную медицинскую помощь), но случай оказался не простым: на протяжении нескольких дней состояние ребёнка оставалось тяжёлым. Ни лекарства, ни процедуры не помогали: только собьют температуру, она опять вверх лезет.
И вот малыш, весь в жару, слабеньким голоском обращается к маме:
- Мама, ты почему перестала показывать мне карточки? Я хочу карточки …
Мама тут же, забыв все законы обучения, «нацепила» на лицо улыбку, схватила первые попавшиеся карточки и приступила к уроку. Спустя некоторое время температура спала.
Свой рассказ мама закончила так:
- Андрей Александрович, что хотите думайте, но я абсолютно уверена, что ребёнка вылечили наши занятия.
Это чудо – вымысел или правда?
У меня нет ни тени сомнения в правдивости этой истории. Я знаю, что человек – явление уникальное.
В нашем организме есть любой яд и любое противоядие. Обиходное выражение, что все болезни на нервной почве, надо понимать буквально.
Это действительно так. Счастливые люди не болеют! Болеют только несчастные люди. Ни одна невеста не заболеет в день свадьбы, даже если она в стужу в босоножках перефотографируется перед всеми памятниками. Не тот день!
А стоит любому человеку столкнуться с серьёзными неприятностями или просто выйти на пенсию – всё! Сразу начинается череда путешествий по врачам и больницам.
Вот простое определение любого заболевания: «Болезнь – это реакция организма на дискомфорт нашей психики». Отсюда формула: «Хочешь быть здоровым – стань счастливым»
А теперь вернёмся к рассказу мамы.
Все занятия до болезни проходили с большим успехом, они нравились и маме, и ребёнку, проходили в душевной комфортной обстановке для обоих.
Во время болезни занятия прекратились. Когда по просьбе малыша мама возобновила занятия, ребёнок, несмотря на болезнь, ощутил себя комфортно: вернулись смех, весёлая возня, улыбающаяся мама. Положительные эмоции подавили болезнь, ребёнок выздоровел!
Но так рискнуть, как это сделала наша мама, т.е. нарушить правило и продолжать занятия во время болезни, можно только при соблюдении двух условий:
1.все занятия до болезни ребёнку очень нравились;
2.ребёнок сам попросил возобновить занятия.
Наверх