Тема 8 Русский народный танец.

Пояснительная записка

Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряженности движений; техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.

Танец имеет разные средства выразительности:

- гармонические движения и позы,

- пластика и мимика,

- динамика — «варьирование размаха и напряженности движений»,

- темп и ритм движения,

- пространственный рисунок, композиция.

- костюм и реквизит.

Большое значение имеет техника — «степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций». Темп — это простейшая форма танцевального движения, различные танцевальные сочетания образуют па. Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка и подчинён законам определённой музыкальной системы. В танце движения определены заранее, в отличие от пляски, которая импровизируется.

Возникли танцы в глубокой древности, тогда они были выражением сильных эмоций (охваченный ликованием человек пускается в пляс). Совместный танец усиливает переживаемое чувство как самих участников, так и зрителей. Изначальная функция танца — выражение эмоциональной жизни используя слаженные движения. Древние люди отмечали танцами многие важные события своей жизни: рождение, смерть, война. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па происходят от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, поворотов и раскачиваний. Их сочетания со временем преобразовались в па традиционных танцев. У каждого народа формировались свои традиции, связанные с танцами. В народных танцах появилось различие между теми которые танцуют для себя (бытовыми), и теми, которые исполняют на показ (сценические и культовые). У бытовых танцев с течением времени обозначились различия между крестьянским и городским. Со временем из городских танцев выделились придворные, бальные и салонные. Эти танцы явились основой развития европейского балета.

Огромное влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности: ассирийские, древнеегипетские и древнегреческие религиозные празднества. Военные, атлетические танцы были обязательной частью представлений древнегреческого театра. Танцовщики-пантомимисты появились в эллинистическое время в 4—2 веках до нашей эры. Эллинистический танец продолжал развиваться В Древнем Риме (2—1 века до н. э.) и, наконец, он получил своё развитие в пантомиме во 2—5 веках нашей эры. Пантомима — «вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика». В средние века в Европе, несмотря на неблагоприятную религиозную обстановку, происходила дальнейшая театрализация танца, появились жонглёры, шпильманы, скоморохи. В 15—16 веках создавались посвящённые танцам трактаты и учебники, исполнялись морески — сюжетные танцевальные сцены, в начале 17 века появился балет. В этот период Французская королевская Академия танца, основанная в 1661 году, разработала танцевальную систему, которая сейчас называется классическим танцем.

Появившийся в австрийской области Ландль парный круговой трехдольный танец ландлер постепенно превратился во всем известный и всеми любимый вальс. На рубеже XVIII и XIX веков, завоевав Вену, вальс быстро распространился по многим странам. Во второй половине 19 века в сценическом танце возникает танцевальный лейтмотив. Лейтмотив — «музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения». Большое внимание уделяется согласованности солистов танца и кордебалета и других участников. В это время появились пуанты — «специальная обувь, дававшая возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах», что дало возможность разрабатывать новый, виртуозный стиль. В конце 19 века появился танец «модерн» — свободный, пластический или ритмопластический танец. В 19 — начале 20 веках появляются специальные помещения и площадки для танцев (кафе-шантаны, танцевальные бары, залы, садовые площадки).

Программа кружка "Современные танцы" создана для студентов 1- 4 курсов. Рассчитана на 160 часов.

Занятия проводится два раза в неделю. Делится на теоретические и практические занятия.

Направленность образовательной программы:

Художественная— направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Новизна образовательной программы:

Предлагаемая программа содержит в себе вариативность в рамках искусства современных танцев в части набора учащихся и составления танцев по возрастам и степени подготовленности. Работа в коллективе ведется по оригинальной методике, включающей в себя знания, умения и навыки танца, азы классического танца, элементы художественной гимнастики, современные направления хореографии – модерн, джаз, элементы акробатики, дыхательной гимнастики.

Актуальность:

Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку воспитанника, и его оценку в глазах окружающих.

Педагогическая целесообразность:

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации танцевальное объединение, органично вписываясь в единое образовательное пространство учебного заведения, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию творческого сознания. Реализация задач деятельности объединения идет через коллективную работу.

Цель программы:

Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами танцевального искусства.

Формирование интереса к изучаемой программе у обучающихся.

Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия танцами.

Задачи программы:

Воспитательные задачи

1. Воспитание чувства коллективизма у учащихся посредством участия в массовых танцах (концертная деятельность)

2. Воспитание и пробуждение в каждом учащемся самостоятельной, творчески мыслящей личности, самоуважения и уверенности в себе

3. Приучение к преодолению трудностей, ответственности, воспитание силы воли

Развивающие задачи

1. Развитие музыкального слуха, чувства ритма, темпа

2. Развитие навыков координации

3. Развитие у танцоров воображения, артистизма с помощью усовершенствования навыков импровизации под музыку, самостоятельное составление вариаций танцевальных фигур по танцам

4. Развитие профессиональной, зрительной и музыкальной памяти

Обучающие задачи

1. Обучение движению в ритме и темпе, заданном музыкой

2. Приобщение к миру танцев, знакомство с различными направлениями, историей и географией танцев, прослушивание ритмичной танцевальной музыки, что развивает и внутренне обогащает, прививает умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром

3. Закрепление и дальнейшее развитие танцевальных навыков, знаний и умений

Отличительные особенности данной программы:

Особенностью данной программы является то, что учащиеся изучают танцы общепринятые во всем мире. Их знают и умеют танцевать во всем цивилизованном обществе, они стали неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Учащиеся постигают язык танца, с помощью которого могут общаться люди, не зная разговорного языка друг друга.

Возраст обучающихся:

Программа адресована подросткам 11—18 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения 144 часа.

Режим занятий:

Для воспитанников занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Формы занятий:

Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, которые могут сопровождаться объяснением материала, тренингами, семинарами. Практическая часть представлена в виде изучения и отработки хореографии.

Формы работы:

Групповая, индивидуальная.

Предполагаемые результаты выполнения программы:

- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;

- увеличение количества подростков, вовлеченных в танцевальное движение;

- участвовать в акциях, концертной и конкурсной деятельности, организуемых в СШ №18, городе, районе, области.

Система определения результативности, основанная на компетентностном подходе:

Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися овеществленных результатов решения конкретных задач для достижения определенной компетентности в танцевальной деятельности.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

- Участие в концертах

Учебно-тематический план

№ п/п Тематика занятия Всего часов В том числе
теория практика
Тема1. Вводное занятие  
Тема2.Что такое танец? Знакомство с планом работы  
Тема3.Основы балета.
Тема4.Морской танец.  
Тема5.Джаз фанк.
Тема6.Реггитон.
Тема7.Модерн.
Тема8.Русский народный танец.
Тема9.Контемпорари.
Тема10. Бальные танцы. Латина. Самба
Тема11.Бальные танцы. Латина. Ча Ча Ча
Тема12.Бальные танцы. Танго
Тема13.Бути дэнс.
Тема14.Хаус.  
Тема15.Испанский танец.
Тема16.Эстрадный танец.
Тема17.Джаз модерн.
Тема18.Стрип пластика.
Тема19.Go Go.
Тема20.Хип хоп.
Тема21.Дэнсхэлл.
Тема22.Индийский танец.
Тема23.Восточный танец.
Тема24.Поло дэнс.  
Тема25.Локинг.
Тема26.Поппинг.
Тема27.Итоговое занятие  
  Итого

Тема 1 Вводное занятие

Знакомство. Создание танцевальной команды. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2 Что такое танец? Знакомство с планом работы.

Ознакомление с танцевальным движением, деятельностью танцевальных организаций в мире и России. Формирование навыков совместной работы. Знакомство с планом работы.

Тема 3 Основы балета.

Истрия балета. Изучение основных движений балета. Изучение связки и ее отработка. Упражнения на растяжку.

Тема 4 Морской танец.

Изучение танца морячков и егом отработка.

Тема 5 Джаз фанк.

История джаз фанка. Изучение танца в стиле джаз фанк и его отработка. Упражнения на растяжку.

Тема 6 Реггитон.

История реггитона. Изучение основных движений этого направления.

Тема 7 Модерн.

История модерна. Изучение основных движений в стиле модерн и небольшой связки. Упражнения на растяжку.

Тема 8 Русский народный танец.

История русского народного танца. Изучение основных движений и небольшой связки. Упражнения на растяжку.

Тема 9 Контемпорари.

История стиля контемпорари. Изучение и отработка связки в этом стиле.

Наши рекомендации