Год обучения 33 час (1 час в неделю)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 20
Утверждаю:
Директор МБОУ ООШ № 20 __________ Е.Г. Роменская Приказ № __ от «___»_______20__ г.
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
курса «Почемучки»
Срок реализации: 4 года (2011 – 2015 годы)
ФИО составителя: Хачкеева Н.В., Белозерова Н.М., Новойдарская Л.С.
рассмотрена и рекомендована к утверждению
педагогическим советом МБОУ ООШ №20
(протокол №___ от «___»__________2012 г.)
г. Каменск-Шахтинский
мкр. Лиховской
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | |
2. Планируемые результаты _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | |
3. Тематический план _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | |
4. Содержание программы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | |
5.Методическое обеспечение программы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | |
6. Список литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | |
7. Словарь _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
1 Пояснительная записка
Актуальность
В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности курса «Почемучки».
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.Программа курса «Почемучки»представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МБОУ ООШ №20
Программа «Почемучки» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Отличительными особенностями программы курса «Почемучки» являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов.Развитие ученикапроисходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
ü Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
ü Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
ü Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
ü Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Формы и объем занятий:
· Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
· Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
· Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
· Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
· Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Почемучки» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа«Почемучки» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Объем: Программа «Почемучки» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года :
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности «Почемучки»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. [7, с.4].
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ № 20. Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучки» формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Почемучки» можно считать следующее:
ü овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
ü формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
ü формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
ü Регулятивные универсальные учебные действия
ü -предвосхищать результат.
ü -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
ü -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
ü - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
ü Коммуникативные универсальные учебные действия
ü -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
ü - предлагать помощь и сотрудничество;
ü - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
ü - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
ü - формулировать собственное мнение и позицию;
ü - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
ü Познавательные универсальные учебные действия
ü - ставить и формулировать проблемы;
ü - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
ü - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
ü -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
ü - установление причинно-следственных связей;
В программе «Почемучки» описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники должны знать и уметь:
ЗУН | Универсальные учебные действия |
Игры и игрушки Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). | Коммуникативные УУД · Постановка вопросов; · Умение выражать свои мысли полно и точно; · Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД · Целеполагание; · Волевая саморегуляция · Оценка; · Коррекция Познавательные УУД · Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; · Выделение познавательной цели; · Выбор наиболее эффективного способа решения; · Смысловое чтение; · Анализ объектов; · Доказательство; · Установление причинно-следственных связей; · Построение логической цепи рассуждений |
Все для дома Обучающиеся должны знать: Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения. Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены. Обучающиеся должны уметь: Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями |
К концу второго года обучения школьники должны знать и уметь:
ЗУН | Универсальные учебные действия |
Школа Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса. Обучающиеся должны уметь: Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. | Познавательные УУД · Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; · Выделение познавательной цели; · Выбор наиболее эффективного способа решения; · Смысловое чтение; · Анализ объектов · Синтез как составление частей целого; · Доказательство; · Установление причинно-следственных связей; · построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД · Постановка вопросов; · Умение выражать свои мысли полно и точно; · Разрешение конфликтов. · Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД · Целеполагание; · Волевая саморегуляция · Прогнозирование уровня усвоения · Оценка; · Коррекция |
Еда Обучающиеся должны знать: Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания.Основы правильного питания. Составляющие части блюд. Обучающиеся должны уметь: Различать полезные и вредные продукты. Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). |
К концу третьего года обучения школьники должны знать и уметь:
ЗУН | Универсальные учебные действия |
Одежда Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера. Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую модель русского костюма. Наблюдать объекты . Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Составлять презентацию. | Познавательные УУД · Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; · Выделение познавательной цели; · Выбор наиболее эффективного способа решения; · Смысловое чтение; · Анализ объектов · Синтез как составление частей целого; · Доказательство; · Установление причинно-следственных связей; · построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД · Постановка вопросов; · Умение выражать свои мысли полно и точно; · Разрешение конфликтов. · Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД · Целеполагание; · Волевая саморегуляция · Оценка; · Коррекция |
Праздник Обучающиеся должны знать: Название и историю появления праздников и обычаев. Обучающиеся должны уметь: Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе. |
К концу четвертого года обучения школьники должны знать и уметь:
ЗУН | Универсальные учебные действия |
Предприятия, сооружения, здания Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых сооружений и культурно-развлекательных центров. Историю их создания и предназначение. Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности отдельных сооружений и зданий. Составлять презентацию. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) | Познавательные УУД · Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; · Выделение познавательной цели; · Выбор наиболее эффективного способа решения; · Смысловое чтение; · Анализ объектов · Синтез как составление частей целого; · Доказательство; · Установление причинно-следственных связей; · построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД · Постановка вопросов; · Умение выражать свои мысли полно и точно; · Разрешение конфликтов. · Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД · Целеполагание; · Волевая саморегуляция · Оценка; · Коррекция |
Транспорт Обучающиеся должны знать: Основные виды транспорта, их появление. Профессии сопровождающие работу транспорта. Обучающиеся должны уметь: Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте, применять их на практике. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия. | |
Полезные изобретения Обучающиеся должны знать: Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначение Обучающиеся должны уметь: Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты . Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия. |
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1год обучения:опросные листы, тесты, беседы
2-4 год обучения:тесты, листы самооценки, мини-проекты, творческие проекты, конкурсы, выставки
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: 1 год обучения учитель (или родители), а во 2 классе, когда дети научатся писать, им предлагаются Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
· развитие познавательных интересов обучающихся
· создание ситуации успеха для каждого ученика
· повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
· максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
· приобретение навыков саморефлексии
Пример:
Раздел | Тема | Я знаю | Я умею |
«Школа» | Первые рисунки | Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер. | Рисовать восковыми мелками слона. |
Учебно-тематический план
год обучения 33 час (1 час в неделю)