ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3-4
Тема: Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв. (4 часа)
Задания к практическому занятию:
1. Прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.».
2. Подготовить сообщения для выступления (5-7 мин.) на практическом занятии. Темы сообщений:
2.1. Я.А. Коменский об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
2.2. Дж. Локк об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
2.3. Р. Декарт об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия.
2.4. К.А. Гельвеций об идеале человека, смысле его жизни, о ведущей роли воспитания в становлении личности, о цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
2.5. Д. Дидро идея гармонизации соотношения природного и общественного начал в человеке; обоснование подходов к его воспитанию. Об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
2.6. Ж.-Ж. Руссо об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
3. Подготовить доклады:
3.1. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Я.А. Коменского. Отражение дидактических идей Я.А. Коменского в современной теории и практике обучения.
3.2. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Дж. Локка.
3.3. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо.
3.4. Влияние педагогической системы Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо на воззрения зарубежных и русских педагогов.
3.5. Педагогические взгляды и достижения И.Б. Базедова, Ф. Фенелона, Ш. Роллена, их актуальность для современной образовательной практики.
Часть 1 практического занятия по теме:
«Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.». (2 часа)
План проведения 1 части занятия.
1. Вводное краткое (5-7 мин.) сообщение учителя «Педагогические идеи Нового времени и эпохи Просвещения: общая характеристика».
2. Заслушивание докладов и сообщений студентов (см.: задания 3.1., 2.1., 3.2., 2.2, 2.3., 2.4.).
3. Заслушивание выступления аналитико-критического характера из докладов (сообщений).
4. Характеристика аналитико-критического выступления.
5. Составление таблицы по форме.
Я.А. Коменский | Дж. Локк | Р. Декарт | К.А. Гельвеций | |
Основная педагогическая идея | ||||
Об идеале человека | ||||
О смысле его жизни | ||||
О цели воспитания | ||||
О доминирующих способах педагогического воздействия | ||||
О стиле педагогического взаимодействия |
6. В оставшееся после заслушивания и обсуждения докладов время можно провести следующую мини-дискуссию:
Я.А КОМЕНСКИЙ утверждал: школа – место игр, дом наслаждений и удовольствий (в переводе с древнегреческого слова «школа» означает досуг).
ОППОНЕНТ (наш современник) с сожалением отмечает: Мы сделали школу местом тяжелой, неинтересной работы.
Кто прав? Студентам предлагается в обсуждении аргументировать свой ответ.
Часть 2 практического занятия по теме:
«Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.». (2 часа)
План проведения 2 части занятия
1. Заслушивание докладов студентов (см.: задания 2.5, 3.3, 2.6, 3.4, 3.5).
2. Заслушивание выступлений аналитико-критического характера по одному из сообщений.
3. Характеристика качества аналитико-критического выступления.
4. В оставшееся после заслушивания и обсуждения докладов время можно провести следующие мини-дискуссии:
Ж.Ж. РУССО писал: «Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков, он должен получать их лишь из опыта; не налагайте на него никаких наказаний, ибо он не знает, что такое быть наказанным; никогда не заставляйте его просить прощения, ибо он не сумел бы вас оскорбить».
Предлагается прокомментировать совет Ж.Ж. Руссо с педагогической точки зрения.
Заполнение таблицы по форме:
Д. Дидро | Ж.-Ж. Руссо | И.Б. Базедов | Ф. Фенелон | Ш. Ролен | |
Основная педагогическая идея | |||||
Об идеале человека | |||||
О смысле его жизни | |||||
О цели воспитания | |||||
О доминирующих способах педагогического воздействия | |||||
О стиле педагогического взаимодействия |
Литература к практическому занятию по теме:
«Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.»
Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения / Сост. С.Я. Карп. М., 1992
Европейская педагогика от античности до Нового времени / Под ред. Б.Г. Безрогова. Ч.1-2. М.,1994.
Гельвеций К.А. Сочинения: В 2-х т. М., 1974.
Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Т. I /Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М., 1989.
Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.,1975.
Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.1. М., 1982.
Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1982.
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.: Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1987.
Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–XVII вв.) / Сост. Н. В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. М., 1999.
Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т.Н. Матулис. М., 1996.
Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии // Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2004.
Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2000.
Корнетов Г.Б. Западная педагогика XVII–XVIII вв. М., 2002.
Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIX столетия. М., 2006.