Контрольные упражнения (тесты) для определения развития гибкости.

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуе­мым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются: 1) механический (с помощью гониометра); 2) механоэлевсгрический (с помощью электрогониометра); 3) оптический; 4) рентгенографический.

Для особо точных измерений подвижности суставов применяют электрогониометрический, оптический и рентгенографичений способы. Электрогониометры позволяют получить графическое изображение гибкости и проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения. Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино- и видеоаппара­туры. Рентгенографический способ позволяет определить теорети­чески допустимую амплитуду движения, которую рассчитывают на основании рентгенологического анализа строения сустава.

В физическом воспитании наиболее доступным и распростра­ненным является способ измерения гибкости с помощью механи­ческого гониометра - угломера, к одной из ножек которого кре­нится транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выпол­нении сгибания, разгибания или вращения определяют угол ме­жду осями сегментов сустава.

Основными педагогическими тестами для оценки различных подвижности различных суставов служат простейшие контроль­ные упражнения:

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по рассто­янию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наи­меньшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого.

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по сте­пени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помо­щью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается зна­ком "минус" (-), а если опускаются ниже нулевой отметки - знаком "плюс" (+).

"Мостик". Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уро­вень гибкости, и наоборот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стре­миться как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед - назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

Измерять различные параметры движений в суставах следует исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) оди­наковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стан­дартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия, так или иначе, влияют на подвижность в суставах.

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть дос­тигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объектив­ную оценку пассивной гибкости.

Информативным показателем состояния суставного и мышеч­ного аппарата испытуемого (в сантиметрах или угловых граду­сах) является разница между величинами активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.

Наши рекомендации