Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы научно-педагогических исследований»

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Составитель: ст. преподаватель кафедры

Рассмотрены на заседании кафедры

(протокол № от августа г.)

Зав. кафедрой _______ Колосова Н.Н.

Евпатория, 2017

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Основы научно-педагогических исследований»

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

1. Классификация методов научного познания.

2. Беседа как метод исследования: правила применения метода беседы.

3. Задачи в исследовании психолого-педагогического направления.

4. Классификации научных исследований. Основные виды научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки.

5. Классификация методов научного познания.

6. Метод изучения продуктов деятельности.

7. Метод изучения психолого-педагогической литературы и архивных материалов.

8. Метод обобщения передового педагогического опыта.

9. Метод тестирования в педагогических исследованиях.

10. Метод эксперимента в педагогических исследованиях.

11. Методы дедукции и индукции.

12. Методы моделирования в научных исследованиях.

13. Методы моделирования, сравнения, обобщения.

14. Методы науки.

15. Методы опроса как специфические методы исследования.

16. Методы синтеза и анализа.

17. Наблюдение как метод сбора педагогической информации.

18. Наблюдение как эмпирический метод исследования: специфика, алгоритм проведения.

19. Научное познание как особый вид познания.

20. Научно-исследовательская работа студенческой молодежи.

21. Опросные методы (анкетирование) в педагогических исследованиях.

22. Опросные методы (интервью) в педагогических исследованиях.

23. Основные законы логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключения третьего. Закон достаточного основания доказательства.

24. Основные понятия математической статистики.

25. Основные типы измерений в педагогических исследованиях.

26. Особенности научно-педагогического исследования.

27. Подготовка бакалаврской работы как квалификационного исследования.

28. Подготовка дипломной работы как квалификационного исследования.

29. Подходы к организации педагогического исследования.

30. Понятие актуальности исследования.

31. Понятие теоретической и практической значимости научного исследования.

32. Понятие экспериментального метода в педагогических исследованиях, его виды.

33. Постановка гипотезы научного исследования. Систематизация эмпирических данных и проверка гипотезы.

34. Предмет и объект в педагогическом исследовании.

35. Проблема в исследовании: способы определения.

36. Проблема в педагогическом исследовании.

37. Проблема и тема исследования.

38. Программа научно-педагогического исследования.

39. Социометрический метод в педагогических исследованиях.

40. Средства в исследовании психолого-педагогического направления.

41. Средства науки.

42. Суждение как форма мышления.

43. Сущность науки. Научные исследования

44. Теоретические методы научного исследования.

45. Формулирование целей и задач исследования, определение теоретических основ исследования, общие требования к сбору и отбору готовой информации.

46. Формы и функции научно-исследовательской работы студентов.

47. Цель и задачи исследования. Этапы выполнения научно-исследовательской работы.

48. Этика науки. Ценность научного знания и истины. Взаимоотношения науки и общества. Этика цитирования. Этика соавторства.

49. Компоненты научного аппарата педагогического исследования: общая характеристика

50. Научная дискуссия. Виды информации, поступающие от докладчика. Приемы аргументации. Формирование аттракции. Технология возражений.

51. Измерение как метод исследования

52. Научная публикация. Общие положения и рекомендации. Структура научной статьи. Рубрикация текста. Принцип единообразия.

53. Виды учебно-исследовательской работы студентов

54. Опросные методы (метод экспертного опроса) в педагогических исследованиях

55. Виды и принципы исследований в педагогике

56. Методы абстрагирования, идеализации и обобщения

57. Развитие науки. Научные революции

58. Беседа как метод исследования. Правила применения метода беседы

59. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса

60. Метод научного познания: сущность, содержание и основные характеристики

Практические задания

1. Приведите пример использования средств исследования в исследовании.

2. Приведите пример использования метода контент-анализа в психолого-педагогических исследованиях.

3. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста».

4. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края».

5. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Экскурсия как средство формирования экологических представлений дошкольников».

6. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

7. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Игра как средство воспитания творческой активности детей дошкольного возраста»

8. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

9. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

10. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры речевого общения»

11. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Развитие у детей дошкольного возраста навыков эффективного общения»

12. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

13. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Индивидуальная коррекционная работа с детьми-логопатами в дошкольном учреждении».

14. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

15. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Воспитание чувства юмора у дошкольников через произведения художественной литературы».

16. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Влияние музыки на формирование личности ребенка».

17. Обосновать главные элементы своей курсовой работы.

18. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Формирование основ гендерной культуры младших школьников»

19. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Игры-драматизации как средство этического воспитания младших школьников»

20. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Воспитание у младших школьников патриотизма как качества личности»

21. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Формирование элементов этической культуры у детей младшего школьного возраста»

22. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Формирование педагогической культуры родителей младших школьников»

23. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания младших школьников»

24. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Формирование у младших школьников основ культуры здорового образа жизни»

25. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Экологическое воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

26. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения»

27. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников»

28. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Физическое воспитание младших школьников»

29. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

30. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Воспитание читательского интереса у младших школьников»

Наши рекомендации