Г) психофизический инфантилизм

Вопросы к экзамену

по курсу «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии».

(заочное отделение, специальность - 031300 «Социальная педагогика», 4 курс, 8 семестр, 2012-2013 уч.г.)

1. Понятия «дефектология», «коррекционная педагогика» и «специальная педагогика». Современное понимание термина «коррекционная педагогика».
  1. Объект, предмет, задачи коррекционной педагогики. Структура коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими науками.
  2. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки. История развития коррекционной педагогики в западной Европе. Становление российской дефектологической науки.
  3. Основные понятия, термины коррекционной педагогики. Проблема компенсации в коррекционной педагогике и специальной психологии.
  4. Понятие «норма» и «отклонение» в психическом и личностном развитии детей. Варианты понимания нормы. Причины отклонений в развитии (факторы нарушений психофизического развития человека). Закономерности отклоняющегося развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).
  5. Понятие «дефект». Учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта. Классификации отклонений в развитии (В.В. Лебединский, В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов).
7. Комплексный клинико-психолого-педагогический подход к изучению детей с отклонениями в развитии. Принципы обследования ребенка с отклонениями в развитии.
  1. Психолого-медико-педагогические комиссии (консультации): цель, задачи, структурная организация, организация деятельности.
  2. Особые образовательные потребности и содержание коррекционного (специального) образования.
  3. Принципы коррекционного (специального) образования.
  4. Технология и методы коррекционного (специального) образования.
  5. Формы организации коррекционного (специального) образования.
  6. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.
  7. Профессиональная деятельность и личность педагога системы коррекционного образования.
  8. Правовые основы государственной системы коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.
  9. Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.
  10. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.
  11. Школьная система специального образования.
  12. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.
  13. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.
  14. Профилактика раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общие приоритетные направления: причины появления новых приоритетов в системе специального образования; задачи и предпосылки создания системы ранней помощи.
  15. Понятие «задержанное психическое развитие». Классификация ЗПР (К.С. Лебединская).
  16. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР (особенности познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы и деятельности).
  17. Специальное образование детей с ЗПР. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР. Особенности организации коррекционной работы с детьми в классах коррекционно-развивающего обучения (классах выравнивания).
25. Умственная отсталость: понятие, отграничение от сходных состояний, причины, основные формы (олигофрения и деменция), классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу (М.С. Певзнер).26. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью (особенности познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы и деятельности).27. Система помощи детям с умственной отсталостью. Образование лиц с нарушениями умственного развития. Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми с умственной отсталостью.
  1. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
  2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха (особенности познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы и деятельности).
  3. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха. Специальное образование слабослышащих. Специальное образование глухих.
  4. Специальные технические средства для неслышащих.
  5. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.
  6. Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей.
  7. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения (особенности познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы и деятельности).
  8. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением. Обучение детей с недостатками зрения в школе.
  9. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих.
  10. Причины первичных речевых нарушений. Классификация речевых нарушений.
  11. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи (особенности познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы и деятельности).
  12. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
  13. Виды и причины нарушений опорно-двигательного аппарата.
  14. Общая характеристика ДЦП (структура нарушения, формы детского церебрального паралича).
  15. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (особенности познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы и деятельности).
  16. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
  17. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом.
  18. Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности. Причины и механизмы возникновения РДА. Классификация состояний РДА по степени тяжести.
  19. Психолого-педагогическая характеристика детей с РДА и аутистическими чертами личности.
  20. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности. Возможности развития, образования и социализации. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.
  21. Причины сложных нарушений развития, подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития.
  22. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития.
  23. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом.
  24. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.
  25. Понятие «школьная дезадаптация». Предпосылки и факторы школьной дезадаптации. Механизмы развития адаптационных нарушений и их типы в младшем школьном возрасте.
  26. Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в образовательной школе. Принципы, задачи, формы коррекционно-развивающего образования.
  27. Классы «компенсирующего обучения». Особенности организации коррекционной работы с детьми группы риска в классах компенсирующего обучения.

55. Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения. Причины и условия девиантного поведения подростков.

56. Коррекция девиантного поведения подростков. Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними.

Задание 2. Тестовые задания

1. В основе психического недоразвития лежат механизмы

А) парциальной ретардации

Б) тотальной ретардации

В) асинхронии развития

Г) искаженного развития

2. Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма как результат воздействия неблагоприятного фактора называется

А) ранним детским аутизмом

Б) синдромом дефицита внимания

В) осложненным дефектом

Г) минимальной мозговой дисфункцией

3. Клинические задержки психического развития (Т.А. Власовой, М.С. Певзнер) включают

а) церебрально-органический характер нарушения

б) задержку психического развития в сочетании со зрительными нарушениями

в) микроцефалию

г) психофизический инфантилизм

4. Дизонтогенез при дисгармоническом развитии обусловлен

?а) регрессом функциональных систем

б) диффузным поражением коры головного мозга

в) повреждением уже сформированных систем

?г) ретардацией одних систем и акселерацией других

5. При искаженном развитии ставится диагноз

А) умственная отсталость

Б) заикание

В) амблиопия

Г) ранний детский аутизм

6. К основным группам детей с нарушением слуха относят

А) глухонемых

Б) слепоглухих

В) неслышащих

Г) слабослышащих

7. К методам педагогического исследования не относят

А) математические и статистические методы

Наши рекомендации