Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 7 страница
Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева.
Александра Абрамовна Катаева (А.А. Венгер) свою профессиональную деятельность посвятила вопросам изучения, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста как нормально развивающихся, так и детей с нарушениями в развитии. В своих исследованиях А.А. Катаева продолжала научную школу своего учителя А.В. Запорожца в области развивающего обучения.
Александра Абрамовна Катаева (А.А. Венгер) – доктор психологических наук была ученым и Учителем, в ней сочетались как творчество, так и ремесленнические навыки педагогического мастерства. Она много времени отдала консультированию детей с различными нарушениями в развитии и их родителям. Александра Абрамовна как большой Мастер педагогики в каждом отдельном случае при обследовании детей с различными отклонениями в развитии придерживалась четкого ориентира на эмоционально-потребностную сторону каждого ребенка. Ее тезис «иду за ребенком» придавал каждому случаю обследования уникальный, неповторимый урок для наблюдателей этого процесса. В каждом конкретном случае обследования она становилась партнером для ребенка и Учителем для специалистов и родителей.
Фундаментальное сочетание творческого подхода к науке педагогики и настоящего Мастера к общению с любым ребенком в разных возрастных периодах позволяло ей в каждом конкретном случае ответить на вопросы: «Чему и как учить? Что делать родителям? Какова их роль в воспитании ребенка на каждом возрастном этапе? Какие специалисты и чем могут помочь в конкретном случае?».
Умение свободно и широко мыслить, порой неординарно, отличало ее от многих исследователей, с которыми ей пришлось работать.
А.А. Катаева была основным инициатором в подготовке государственных нормативных документов об открытии специализированных дошкольных образовательных учреждений в нашей стране, а также принимала активное участие в открытии этих учреждений.
Под ее руководством проводились исследования в области дошкольной педагогики, дошкольной сурдопедагогики, дошкольной олигофренопедагогики.
В результате этой деятельности защищено 6 кандидатских диссертаций.
Педагогическое мастерство А.А. Катаевой нашло свое отражение в ее многочисленных трудах в области изучения, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха и детей с нарушением интеллекта.
Научный подход к развитию психики ребенка, идеи развивающего обучения в области специального дошкольного образования, педагогические технологии продолжают реализовываться в исследовательской работе и практической деятельности ее учеников и последователей: научными сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами развития ГНУ «ИКП РАО», педагогами высших учебных заведений, педагогами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением слуха и детей с нарушением интеллекта, а также родителями, которые консультировали своих детей у Мастера педагогики.
Многогранность исследовательской и практической деятельности А.А. Катаевой отражена в ее основных трудах:
«Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности». -М., Просвещение, 1972 г.; «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения» (в соавторстве с Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард). -М., Просвещение, 1972 г.; в докторской диссертации «Сенсорное воспитание и сенсорное развитие аномальных детей» (глухих, слабослышащих и умственно отсталых); «Дошкольная олигофренопедагогика», в соавторстве с Е.А. Стребелевой). -М., Просвещение, 1988, -Владос, 2001, 2005; «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» в соавторстве с Е.А. Стребелевой). -М., Просвещение, 1991; «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» в соавторстве с Е.А. Стребелевой). -М., Владос, 2001, 2004; «Ребенок идет в школу» (в соавторстве с И.И. Будницкой). -М., Педагогика, 1989 г.
Идеи развивающего обучения А.А. Катаевой представлены в многочисленных научных статьях и программах: «Умение видеть и слышать», «Восприятие пространства и пространственные представления глухих дошкольников», «О возможности раннего включения семьи в работу по компенсации развития глухих и слабослышащих детей слабослышащих детей», «Подготовка аномальных детей к школьному обучению», «Развитие причинного мышления у глухих детей дошкольного возраста», «С чего начинается общение?» (в соавторстве с Э.И. Леонгард); «Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции» (в соавторстве с С.И. Давыдовой); «Воспитание и обучение глухих дошкольников», «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников», 1976, 1983, 1991; «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников», 1976 и многих других.
Заведующая лабораторией дошкольного воспитания
детей с проблемами развития
Е.А. Стребелева