Фантастические исследования

Особый вид составляют, на наш взгляд, детские исследования и проекты, выполненные на фантастические темы. Напомню, что фантастическими мы назвали темы, направленные на разработку несуществующих объектов. При правильной организации они могут быть очень интересны не только в плане развития воображения, но и в плане приобретения новых знаний. Рассмотрим это на примерах.

«Заставы для охраны южных рубежей России»

Выбор темы и проблема исследования. Два второклассника из шко­лы № 3 г. Реутова Ваня и Сережа слышали ежедневно в новостях ре­портажи из «горячих точек». Под влиянием этого у них родилась идея разработки «Заставы для охраны южных рубежей России». Мальчиков волновало то, что гибнут солдаты, что граница плохо защищена. Ос­новная причина, по их мнению, в том, что все нерационально устроено. И они решили разработать такую систему защиты, которая была бы неуязвима для всякого нарушителя.



Варианты решения.Решить проблему, как выяснилось, можно по-разному. Увеличить численность военных. Изменить их поведение, на­пример, разрешив самые жесткие действия по отношению к нарушите­лям. Повысить уровень вооруженности пограничников. Разработать качественно новые системы контроля состояния границы и принци­пиально иные, мощные средства вооружения. Рассматривался и аль­тернативный вариант - дипломатического решения проблемы.

Но он не нашел поддержки. Уж очень хотелось напридумывать новых «стрелялок-леталок», бронемашин, суперкатеров, автоматов, но­жей и прочих военных средств. Потому и остановились на разработке новых методов контроля и новых средствах вооружения.

Сбор материала и обобщение полученных данных.На этом этапе в ход пошло все: научно-фантастические фильмы, справочники, ката­логи оружия. Нашли взрослого консультанта, настоящего офицера.

Материал был собран чрезвычайно объемный, но отбор его не вы­звал особых трудностей у создателей. Положенный в основу принцип «чем больше, тем лучше» не противоречил идее и казался правиль­ным. Тема-то фантастическая, так почему бы не пофантазировать.

Подготовка и защита проекта.Для представления результатов ис­следования был подготовлен доклад и сделан подробный чертеж за­ставы «в разрезе», где были тщательно нарисованы все электронные системы охраны, слежения, оружейные и технические новшества.

Многие ноу-хау во время защиты были с ходу раскритикованы слу­шателями, но и авторы отчаянно сражались за свой проект, доказывая аргументами жизненность своих изобретений.

Может быть, милитаристская направленность содержания данного проекта делает его несовременным, не поощряется такая тематика в цивилизованных странах. Наверное, это правильно. Но дети видели ре­альную проблему, и пусть фантастически, но решали общественно зна­чимую задачу.

«Жилой дом будущего»

Эта тема из разряда фантастических. Второклассники ГОУ № 1669 Вова и Денис взялись за разработку этого фантастического проекта. Но уже первые этапы работы показали, что требуется не только уме­ние фантазировать. Исследователям вскоре стало очевидно, что необ­ходим анализ тенденции развития жилища в прошлом и настоящем. Только так можно представить, как будет выглядеть дом в будущем. Это потребовало знакомства и с историей архитектуры, и с особенно­стями современного проектирования и строительства жилых домов.

Мальчики с интересом изучали творчество ле Корбюзье и Оскара Немейера, произведения современных архитекторов. Но Вова и Денис считали, что находятся в лучшем положении - их проект был фантас­тическим. Поэтому в конструкции они использовали «несуществующие

строительные материалы». Это позволило наделить дом необыкновенными возможностями, свойственными природным (растения, морские раковины и др.) и фантастическим объектам.

Правда, макет такого дома сконструировать не удалось. На защиту

ими был представлен только рисунок будущего строения.

«Как защитить деревья в городе»

Этот странный фантастический проект был выполнен второклассни­ком ГОУ № 1669 Виталием. Интересна и необычна сама постановка проблемы. Виталий рассматривает дерево нетрадиционно. Ведь приня­то считать, что деревья спасают города от многих экологических бед. Но ребенок сумел увидеть другой аспект проблемы, подчеркнув уже самой темой своего исследования, что и сами «спасители» нуждаются в нашей защите.

Им был разработан ряд мер по защите деревьев в городских усло­виях от вредных воздействий окружающей среды. В результате работа из разряда фантастических плавно перешла в сферу теоретического исследования проблем биологии и экологии.

«Сценарии для фильмов ужасов»

В одном из вторых классов ГОУ № 1669 один из мальчиков, Егор, решил, что он будет писать сценарии для «фильмов ужасов». Эта кни­га и будет его исследовательской работой. Он хотел познакомиться на доступном ему уровне с работой сценариста и мечтал сделать собственную книгу и даже снять по ней фильм.

Никакого восторга ни у психологов, ни у педагогов эксперименталь­ной школы эта идея не вызвала. Попытки переубедить «будущего сце­нариста» не дали никаких результатов. Более того, эти обсуждения вызвали повышенный интерес у других детей. Так у автора идеи поя­вились помощники и соратники среди одноклассников. К нашему удив­лению работа пошла с такой интенсивностью, что мы и представить себе не могли. Горы исписанных страниц. Практически на каждой стра­нице толпы вампиров и свирепых мутантов, «моря крови», душеразди­рающие диалоги и многое тому подобное.

Правда, самым удивительным было другое. Для большинства маль­чишек, увлекшихся этим проектом, не только написание каких-либо текстов, но даже чтение было до этого «невыносимо тяжкой обязан­ностью». А тут они так увлеклись, что написание текстов стало не по­винностью, а путем реализации собственных творческих замыслов. Итогом стала объемная, набранная на домашних компьютерах руко­пись. Но мы увидели еще один результат - дети стали иначе относить­ся и к чтению, и к письму.

«Защита Земли от астероида 1997 XF 11»

Учащиеся средней школы № 3 города Реутова Сережа и Ваня заин­тересовались проблемой защиты Земли от падений метеоритов. Они



нашли сведения об угрозе падения на Землю астероида 1997 XF 11. Ребята прочитали о том, что интересующий их астероид 1997 XF 11 находится в астероидном поясе между планетами Марс и Юпитер и на­правляется в сторону Земли. Астероид движется в коридоре 50 000 ки­лометров от центра Земли, но под действием ее гравитационного поля может столкнуться с ней.

Ими были тщательно проанализированы основные характеристики астероида 1997 XF 11. Выяснилось, что его форма отдаленно напоми­нает прямоугольную призму, самое большое его измерение составляет 3 километра, а минимальное примерно 1,6 километра.

Падение возможно в Северной Европе в 22 часа 30 минут (по мос­ковскому летнему времени) 26 октября (четверг) 2028 года. В марте 1998 года (когда и проводилось исследование) его примерное удаление от Земли составляло 946 080 000 километров. Выявлены и просчитаны были также и основные последствия столкновения.

Для решения проблемы изменения траектории движения астероида было предложено несколько оригинальных способов. Один из них -использование энергии «космического ветра». С этой целью авторы ра­боты предложили направить к астероиду специальный корабль. Но ско­рость движения астероида 1997 XF 11 равняется 80 км/сек, а скорость современного космического корабля только 20 км/сек. Таким образом, ориентировочная встречная скорость движения составит величину по­рядка 100 км/сек. На такой скорости посадить спускаемый аппарат на астероид невозможно.

Задача посадки спускаемого аппарата на астероид оказалась очень сложной, тем более что дети еще не изучали физику и впервые столк­нулись с проблемами движения космических тел. Однако решение бы­ло найдено.

По мнению авторов, корабль должен, выйдя на орбиту астероида, сменить направление своего движения так, чтобы оно совпадало с предполагаемым направлением движения самого астероида. После этого необходимо с максимально возможной скоростью относительно космического корабля отделить (вперед) спускаемый аппарат. Тогда скорость столкновения будет предельно снижена и, возможно, станет допустимой для посадки. При этом сам корабль должен быть выведен из зоны столкновения с астероидом.

В спускаемом аппарате на астероид будет доставлено оборудова­ние и материалы для монтажа «паруса солнечного ветра». Действие этого паруса и должно изменить траекторию движения астероида. Из-за слабости «солнечного ветра» изменение траектории движения асте­роида может быть незначительным, но его, при правильной установке паруса, может быть достаточно для удаления астероида от Земли на безопасное расстояние.

Другой способ - «сеть». При описанном выше варианте сближения корабля с астероидом возможен, по предложению авторов проекта,

и другой способ решения проблемы. Сблизившись с астероидом, ко­рабль по той же технологии набрасывает на него особую специально сконструированную сеть. И теперь с помощью мощных двигателей

корабля надо попытаться изменить траекторию движения астероида.

Даже в случае разрыва сети астероид изменит траекторию своего дви-

жения.

Третий способ - «атака». Группа космических кораблей вылетает навстречу астероиду. Их задача - выстроиться в своеобразную «цепь» вдоль траектории движения. При приближении астероида к первому кораблю с него производится «обстрел» астероида в определенном направлении, затем астероид приближается к другому кораблю и по­падает в зону его «обстрела» и так далее. В результате траектория движения астероида изменится.

Как видим, фантастические исследовательские проекты могут быть и весьма серьезными разработками, требующими реального умствен­ного напряжения, специальных знаний и высокой креативности. Правда, наша практика показывает, что это случается нечасто. В ходе опытно-экспериментальной работы неоднократно было замечено, чем ниже уровень интеллектуально-творческой одаренности детей в клас­се, тем больше в этом классе разрабатывается фантастических тем.

Другие фантастические исследовательские работы и проекты, вы­полненные младшими школьниками в рамках наших специальных исследований в школах ГОУ № 1611, № 1669, № 1882 и других, были посвящены самым разным проблемам. Перечислим наиболее инте­ресные темы: «Космическая электростанция», «Школа будущего», «Школа в космосе», «Корабль - космический турист», «Космический авианосец», «Подводная лодка для туристов», «Домашний робот», «Супервертолет», «Суперкатер» и другие.

Проекты и проектирование

Мы уже отметили выше разницу между исследованием и проекти­рованием. В практике работы с детьми полезно и исследование, и проектирование. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, часто делают детские изыскания более строгими, подчиненными определенной задаче. Нередко детские проекты бывают фантастическими. Они также полезны и в плане развития мышления ребенка, и в плане формирования у него иссле­довательских умений и навыков.

Приведем несколько примеров. Мальчики из третьего класса раз­работали проект создания компьютерной сети для общения с одно­классниками. А также написали несколько сценариев для компью­терных игр.

Их одноклассницы сделали другой, вполне реальный проект: «Учебник логики для первоклассников», с образным названием -«Первые шаги». Девочкам пришлось изучать литературу, посвящен­ную тому, как составляются учебники. Побеседовать с педагогами об учебниках. Мобилизовать собственный ученический опыт. Они тщательно подбирали материал, отрабатывая текст, продумывали каждое задание и упражнение. Все это надо было напечатать на компьютере и проиллюстрировать.

Девочки из прогимназии № 1882 разработали и реализовали про­ект собственного журнала для одноклассников и родителей. Мальчи­ки сделали проект гоночного автомобиля для кольцевых гонок «Фор­мулы-1».

Один из самых ярких проектов был сделан третьеклассником ГОУ № 1611 Сашей. Он стал разрабатывать и выполнил проект «Детской игровой площадки». Тема, а следовательно, и сама работа, поначалу казалась какой-то не яркой. Но Саша так активно трудился и прило­жил столько энергии и фантазии к выполнению работы, что резуль­тат превзошел все ожидания. Он исследовал детские площадки на территории Восточного Дегунино, изучал публикации в специальных журналах, консультировался с разными людьми.

Во время защиты этого проекта в школе присутствовал представи­тель муниципальной администрации. Было предложено представить этот проект на конкурс архитекторов в рамках программы «Москов­ский дворик». Это вполне логично, ведь играть на площадке будут дети, а не взрослые архитекторы, и почему бы юному творцу не дове­рить проектирование детской площадки. Эта идея была реализована.

Конечно, детские проекты далеко не всегда получают такой блес­тящий практический выход. Но это и необязательно, основной ре­зультат работы ребенка лежит в другой плоскости. Главное, это то, что приобрел начинающий исследователь в психолого-педагогиче­ском плане, выполняя данную работу.

Экспресс-исследования

Исследовательская работа, о которой мы говорили выше, предпо­лагает длительное, индивидуальное или коллективное исследование. Но возможна и очень результативна форма организации исследова-

тельского обучения, названная нами «экспресс-исследованиями». Она также предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории.

Суть сводится к тому, что дети проводят оперативное исследова­ние по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассни­ки в прогимназии № 1882 (начальная школа - детский сад), отправ­ляясь на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природо­ведению. Например: «Исследовать, какие птицы живут в окрестно­стях школы», «Какие растут деревья», «Охарактеризовать «розу вет­ров» в окрестностях школы», «Выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе», «Понаблюдать, как зимуют травы», «Как ложится снег», «Какие насекомые живут на территории школы и как они ведут себя зимой», «Как и почему люди прокладывают тропинки по территории двора» и т.п.

Возможны и теоретические и, конечно же, фантастические экс­пресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: «Архитектура будущего» (поручить детям оператив­но составить проекты: жилого дома будущего, школьного здания бу­дущего, магазина будущего и др.); «Неземные цивилизации»; «Фан­тастические рассказы» и др.

Теоретические экспресс-исследования технически сложны, однако при этом в плане обучения они очень продуктивны, и их легко мож­но привязать к основным традиционным предметным дисциплинам. В своей работе в ГОУ № 1669 и прогимназии № 1882 г. Москвы мы предлагали детям поработать в школьном «центре обогащения содер­жания образования», где можно было найти разную литературу и где накапливались выполненные детьми макеты проектов. Их задача -собрать материал из книг и других источников по заранее предло­женной теме. Темы эти чаще всего были связаны с историей, москво-ведением, музыкой, изобразительным искусством.

Например: «Искусство портрета» (основные особенности, класси­фикация портретов, особенности современных портретов и портретов прошлого и др.); «История возникновения московского трамвая», «Забытые народные музыкальные инструменты» и многое другое.

Иногда работы, начатые как теоретические, перерастали в эмпи­рические. Например, однажды у второклассников ГОУ №1611

г. Москвы, собиравших материал по искусству пейзажа в России, ро­дилась идея провести исследование художественных предпочтений одноклассников. Они расклассифицировали картины и, вооружив­шись их репродукциями, провели опрос одноклассников. С помощью простого ранжирования они определили рейтинги каждого из живо­писных направлений и каждой из участвовавших картин.

Особую важность в данной форме организации учебных исследо­ваний имеет заключительный момент. Мы проводили его обычно в виде конференции. Оперативно собранные материалы исследований обобщались, и авторы делали краткие сообщения.

Для этого столы ставятся в круг, и дети под руководством педаго­га-психолога делали краткие сообщения и участвовали в дискуссии. Обязательный элемент - вопросы к докладчику и краткое обсужде­ние сообщения.

Наши рекомендации