Какие полномочия предоставляются аттестационным комиссиям организаций в соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации?

Ответ.

Пунктом 23 Порядка аттестации за аттестационными комиссиями организаций закрепляется полномочие давать рекомендации работодателю о возможности назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих[3] и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Пункт 23 был включен в Порядок аттестации в целях реализации положений, предусмотренных пунктом 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования[4], в соответствии с которым и ранее при решении работодателями вопросов комплектования кадров допускался прием на работу лиц, обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, если уровень их специальной подготовки не отвечал квалификационным требованиям, предусмотренным указанными квалификационными характеристиками, но при соблюдении определенной этим пунктом процедуры, для чего необходимо было создавать специальную аттестационную комиссию, принимая локальный нормативный акт.

Теперь работодатель, имея намерение принять на должность педагогического работника при отсутствии у него специальной подготовки, но обладающего, по мнению работодателя, достаточным практическим опытом, компетентностью, способностью выполнять работу в конкретной должности, руководствуясь пунктом 9 квалификационных характеристик должностей работников образования и пунктом 23 Порядка аттестации, вправе обращаться для получения соответствующей рекомендации в аттестационную комиссию организации.

Вопрос 25.

В чем состоит роль аттестационной комиссии организации при реализации пункта 23 Порядка аттестации?

Ответ.

В соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации роль аттестационной комиссии организации будет состоять, прежде всего, в оценке возможностей претендента на соответствующую должность педагогического работника выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.

Кроме того, учитывая, что прием на работу в указанных случаях обусловлен также выполнением качественно и в полном объеме возложенных должностных обязанностей, чего заранее работодатель знать не может, то работодатель с учетом рекомендаций аттестационной комиссии может при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.

В таком же порядке на должность педагогического работника может быть принято лицо, поступающее на работу впервые в течение первого года после получения среднего профессионального образования или высшего образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, но не по полученной специальности.В данном случае это не будет противоречить положениям статьи 70 ТК РФ, которая не допускает установление испытательного срока в течение одного года для выпускников только в случаях, когда они впервые поступают на работу по полученной специальности.

В соответствии со статьёй 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания сам работник придет к выводу, что предложенная работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 3 дня.

Вопрос 26.

Квалификационные характеристики педагогических работников предусматривают в требованиях к квалификации наличие среднего профессионального или высшего образования по направлению подготовки «Образование и педагогика».

Вместе с тем, при дефиците кадров на должности педагогических работников руководители вынуждены были принимать специалистов, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, профиль которого не соответствует указанному направлению подготовки.

Несмотря на то, что многие из педагогических работников проработали в соответствующих должностях по многу лет, повышали свой профессиональный уровень, а также проходили аттестацию в целях установления квалификационной категории, контрольно-надзорные органы предлагают руководителям организаций расторгать с такими работниками трудовой договор по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ в связи с нарушением правил заключения трудового договора из-за отсутствия необходимого документа об образовании. Правомерно ли это?

Ответ.

Требования со стороны надзорных органов о прекращении трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ, то есть по причине отсутствия документа об образовании (квалификации), если направление подготовки не соответствует выполняемой работе, нельзя считать правомерными в случаях, когда педагогические работники были приняты на работу до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, утвердившего квалификационные характеристики, содержащие для педагогических работников требования к направлению подготовки по полученному образованию, либо позднее, но с соблюдением процедуры, предусмотренной пунктом 9 раздела «Основные положения» квалификационных характеристик должностей работников образования.

Указанный приказ вступил в силу 31 октября 2010 г. и обратной силы не имеет. Ранее к квалификации педагогических работников требования к направлению подготовки, то есть к профилю полученного образования, не предъявлялись.

Необходимо также учитывать, что основания для прекращения трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ (в связи с нарушением правил заключения трудового договора) применяются в случае, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

Кроме того, наличие положений, содержащихся в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования и пункте 23 Порядка аттестации, не только не исключает возможность продолжения работы педагогическими работниками, обладающими практическим опытом и компетентностью, принятыми на соответствующие должности до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, но и сохраняет такую возможность в настоящее время.

Необходимо также иметь в виду, что указанные в квалификационных характеристиках должностей работников образования[5] направления подготовки «Образование и педагогика», следует применять с учетом соответствия направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, направлений подготовки высшего образования – магистратуры, специальностей высшего образования – специалитета, установленных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1245[6].

Вопрос 27.

Могут ли педагогические работники (в том числе учителя и воспитатели), имеющие первую или высшую квалификационную категорию, приниматься (переводиться с их согласия) на должности педагогических работников не по полученной специальности?

Наши рекомендации