Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Направление подготовки – «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки – «Психология и социальная педагогика»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Разработана в соответствии с федеральным

образовательным стандартом высшего профессионального образования

Кострома

I. Пояснительная записка

Цели и задачи освоения дисциплины

История как самостоятельная отрасль гуманитарного знания занимает в социальной педагогике особое место: она составляет ее теоретический фундамент, обеспечивает формирование профессионального мировоззрения будущего социального педагога.

Обращение к истории способствует расширению знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе освоения базовой компоненты гуманитарного общепедагогического и специального образования, помогает формированию профессиональной культуры будущего специалиста социальной сферы.

История науки показывает обучающимся, как зарождалось то или иное направление социально-педагогической деятельности, как складывалось проблемное поле, научный аппарат в социальной педагогике, развивались социально-педагогические системы; совершенствовалась методика и технология воспитания подрастающих поколений на различных исторических этапах.

Анализ сложившихся подходов к решению проблем социализации детей, подростков, учащейся молодежи помогает студентам понять особенности влияния различных факторов на этот процесс на ранних этапах становления общественных отношений, в период развития социальных институтов в новое и новейшее время, на современной фазе социокультурного развития западноевропейской, русской и азиатской (восточной) цивилизаций.

Исходя из всего выше сказанного цель дисциплины (модуля) определяется, как формирование у студентов глубоких и прочных знаний об основных этапах, тенденциях и закономерностях становления и развития мирового социально-педагогического процесса, выработка умений и навыков междисциплинарного анализа феномена воспитания.

Задачами дисциплины (модуля) являются:

1. Вооружить студентов системой знаний и сформировать у них представления о теоретических основах и исторических предпосылках возникновения историко-педагогической деятельности, организации воспитательной работы.

2. Развить умения и навыки у будущих социальных педагогов анализа различных взглядов на теорию и методику социального (общественного) воспитания, их связей с меняющейся социокультурной ситуацией, заказом государства.

3. Сформировать у студентов понимание современного состояния и перспектив развития социально-педагогической теории и практики в России и за рубежом.

Следовательно, содержание дисциплины (модуля) включает освещение вопросов, касающихся генезиса общественного воспитания. Оно выполняет объяснительную, воспитательную и прогностическую функции, способствуя развитию умения переосмысливать социально-педагогическое прошлое и настоящее, прогнозировать в будущее.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История социальной педагогики» относится к базовой части профессионального цикла, тесно связана с рядом предметов, изучаемых на разных ступенях обучения:

- с историей, дающей представление о всеобщих законах и этапах развития человеческого сообщества;

- с философией, в рамках которой будущие социальные педагоги знакомятся с основными категориями, с концепциями и идеями становления и развития человека, его жизненного цикла;

- с социологией, объясняющей принципы развития общества, роль его институтов в социализации человека;

- с культурологией, подчеркивающей связь моделей социального воспитания разных категорий населения с культурно-историческими процессами;

- с юриспруденцией, касающейся норм и правил общественного поведения, причин отклоняющегося поведения и способов его профилактики;

- с историей психологии, в которой рассматриваются вопросы развития психологической науки, зарождения психологических теорий, их сущности;

- с предметами профессионального цикла (педагогикой, психологией, историей образования и педагогической мысли, с социальной политикой), в которых раскрывается комплекс понятий, различные проблемы практики воспитания, воспитательные системы разных народов и различных эпох.

Все эти межпредметные связи позволяют сформировать целостное представление о сущности социально-педагогического процесса, характере социально- педагогической деятельности в прошлом и настоящем.

Наши рекомендации