С задержкой психического развития

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА'

Обучение математике, как и другим учебным предметам, опирается на те элементарные знания и представления, кото­рые дети получают в дошкольный период своей жизни, обща­ясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами. В результате этой деятельности дети приобрета­ют сведения, которые становятся фундаментом их даль­нейшего обучения. Поэтому важной задачей было выявление уровня математических представлений шестилетних детей с ЗПР к моменту их поступления в школу.

Наше исследование ставило следующие задачи.

1. Изучить особенности элементарных математических зна­ний детей с ЗПР шестилетнего возраста в сравнении с их нор­мально развивающимися сверстниками.

2. Определить эффективность обучения шестилетних детей с ЗПР по программе подготовительного класса в условиях дет­ского сада.

Для реализации первой задачи был проведен индивидуаль­ный констатирующий эксперимент в самом начале пребывания



детей в детском саду (сентябрь месяц). Испытуемыми были шестилетние дети, имеющие диагноз «задержка психического развития», принятые в подготовительный класс детского сада № 1371 Перовского района г. Москвы (73 чел.). Для сравнения привлекались первоклассники того же возраста, поступившие в общеобразовательную школу № 151 Ленинградского района Москвы (50 чел.).

При определении содержания элементарных математичес­ких знаний у детей мы руководствовались Типовой программой воспитания и обучения в детском саду (М.: Просвещение, 1984).

Детям предъявлялись задания по следующим разделам.

I. Количество и счет

1. Умение воспроизводить числовой ряд в прямом, обрат­
ном порядке, от заданного числа до заданного:

— считай вперед по одному;

— считай в обратном порядке, до одного;

— считай от двух до шести; от семи до четырех.

2. Умение сосчитать группу однородных предметов и обо­
значить числом:

— сосчитай, сколько кругов; покажи четыре круга;

— сосчитай, сколько всего кубиков, покажи шесть куби­ков.

3. Понимание независимости числа от величины элементов,
его образующих, от расстояния между ними, от их расположе­ния:

— сосчитай круги сверху вниз;

— сосчитай круги слева направо;

— сосчитай, сколько всего кругов (вразброс).

4. Умение считать с опорой на слуховое и осязательное вос­приятие предметов и явлений:

— сосчитай, сколько раз я постучу карандашом (с закры­тыми глазами);

— сосчитай на ощупь, сколько здесь предметов;

— хлопни в ладоши пять раз;

— сосчитай, сколько шагов я сделал до двери.

5. Умение считать по порядку:

— посчитай так: первый, второй...

— покажи первый, третий флажок.

II. Количественные отношения

1. Установление равенства и неравенства групп однородных
предметов, понимание отношений: больше — меньше, одина­ково, на сколько больше — меньше:

— где кубиков больше? где меньше? (предъявлялись четы­ре и пять кубиков, две и шесть палочек, пять и пять елочек);

— чего больше на картинках — яблок или груш? Груш или лимонов? Чего меньше?

— на сколько больше груш, чем яблок?

— на сколько меньше лимонов, чем груш? (см.: стр.15 учеб­ника математики для 1-4 классов).

2. Умение уравнивать неравночисленные группы предме­тов (4 и 5):

— сделай так, чтобы палочек и кубиков стало поровну;

— как по-другому можно сделать так, чтобы предметов ста­ло поровну?

III. Счетные операции

1. Умение присчитывать и отсчитывать по одному, снача­ла в пределах пяти, затем — десяти:

— сосчитай, сколько будет:

2+1 3-1 7+1 6-1 4+1 5-1 9+1 10-1

2. Умение выполнять сложение и вычитание в пределах
5 и 10 с опорой на наглядный счетный материал и без нее:

3+2 6+3 4-2 8-4 5-3 10-3

IV. Решение арифметических задач

1. На нахождение суммы:

— на дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички.
Сколько стало птичек?

2. На нахождение остатка:

— на дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько
птичек осталось?

3. Усложненной формулировки:

— сначала улетели 2 птички, потом 3 птички. Сколько пти­чек улетело?




При выполнении этого задания детям разрешалось исполь­зовать имеющийся перед ними наглядный счетный материал для иллюстрации содержания задачи. В случае затруднений в вычислениях числа в задачах заменялись меньшими (в пре­делах трех).

V. Размер предметов

1. Овладение понятиями: большой — маленький, высо­кий — низкий, длинный — короткий, толстый — тонкий, ши­рокий — узкий:

— сравни эти две ленты по длине: какая это лента?

— сравни эти деревья по высоте;

— сравни две полоски по ширине: какая это полоска?

— сравни два круга по размеру...

2. В случае неточного называния признака ребенку пред­
лагалось показать предмет с заданным свойством:

— покажи высокое дерево; покажи короткую ленту; пока­
жи тонкое бревно.

Наши рекомендации