Здесь можно показать ребенку рисунки из разных сказок, а затем спросить, откуда эти персонажи.

“Подсчиталочки”.Каких и сколько имеется знаков препинания в определенном отрывке сказки.

Выбирать можно любые страницы, на которых разнообразные знаки препинания.

“Соединялочки” (“Подбиралочки”).К первой половине предложения надо подобрать соответствующую вторую.

“Называлочки”.Придумывание других названий сказкам. Чем их будет больше, тем лучше. В эту работу могут включиться и взрослые. После придумывания названий обсудить, какое из них лучше.

“Рисовалочки”. Нарисовать к каждой сказке хотя бы по одному рисунку. Какие выбраны краски? Почему именно такие? Что отражает рисунок? Если ребенок не любит рисовать или плохо рисует можно заменить задание на другое – “Представлялочки”. Рисунок можно “нарисовать” словами, рассказать, какой он мог бы быть по композиции, цветовой гамме. “Представлялочка” может предшествовать “Рисовалочке”. Задания способствуют развитию воображения младшего школьника.

“Сравнилочки”. Полезно проводить многообразные сравнения разных сказок. Это развивает аналитичность мышления, формирует навыки ассоциативного анализа на основе разных подходов.

“Ассоциалочки”. На основе прочитанной сказки перевести ее содержание в другую форму. Например, сравнить с определенным музыкальным произведением, доступным младшему школьнику, представить в виде скульптуры, театральной постановки, мультфильма; подобрать пословицы или поговорки, близкие по смыслу. Чем больше возникнет ассоциаций, тем глубже будет пониматься сказка и способствовать развитию психологических качеств личности ребенка.

“Заполнялочки”. Определите: какие слова на какие вопросы отвечают, поставив в соответствующей клеточке пометку.

Такое задание можно выполнять устно. Взрослые называют слово, ребенок отвечает (пример см. приложение ч.4).

“Группировочки”. Слова, написанные в случайном порядке, группируются по частям речи.

“Выбиралочки”. Из любых уже прочитанных сказок, быстро просматривая текст, выберите все знаки препинания. Каких больше? Что они означают в тексте? Какую роль играют в звучании (интонировании) в процессе чтения?

“Скользилочки” (“Пробегалочки”).В начальном обучении навыкам чтения очень важно устранить барьеры в восприятии текста. Для этого можно использовать прием формирования быстрого просматривания текста. Школьник не читает текст, а достаточно быстро строчку за строчкой просматривает, пробегая глазами. Скорость скольжения по строчкам можно варьировать. Так формируется гибкость и определенный темпо-ритм в восприятии текста. После выполнения задания спросить, что воспринято при таком просмотре текста.

“Подбиралочки”. Подберите из сказок характеристики любым действующим лицам. Например, каким был “Прыгун” из сказки “Палочка-волшебница”. Другой вариант задания. Подберите к существительным соответствующие прилагательные.

“Восстановилочки” можно сделать не только на разрушенных отрывках текста, но и на рисунках. Надо дать разрушенный рисунок для последующего его восстановления в первоначальном виде.

“Рассуждалочки”. Любое художественное произведение, в том числе и сказка, имеет определенную структуру, характерные особенности. Среди них: особенности языка и художественных образов, последовательность событий, наличие определенных идей (нравственных, интеллектуальных, эмоциональных, эстетических). С помощью приема олицетворения исподволь, не в лоб, высмеиваются пороки, воспитываются образцы достойного поведения. Младшего школьника уже можно учить целостному восприятию художественного произведения (в данном случае восприятию сказки) с помощью рассуждения, ведя ребенка от первичного понимания сюжетно-фабульной стороны сказки к более глубокому пониманию содержания и формы. После чтения сказки и работы с ней по предложенной методике для целостного осмысления задайте ребенку вопросы, на которые он должен не просто ответить, а, отвечая, рассуждать. Вот эти вопросы:

· Что произошло в сказке и как об этом мы узнаем, в какой последовательности?

· Где и когда произошли события?

· Что автор сказки передает нам через своих героев (персонажей)? Какие мысли, чувства, идеи?

· Как автор и художник передают нам все то, что заключено в сказке? С помощью каких слов и выражений? Каких красок? Как передаются мысли и чувства через слово и иллюстрации?

Можно снова вернуться к тексту сказки и иллюстрациям, чтобы подтвердить собственные рассуждения.

“Рефлексилочка”.Задание на оценку прочитанного. С раннего читательского возраста надо формировать способности к рефлексии, оценке и самооценке результатов чтения, выражая отношение к содержанию текста. Критерии могут быть разные. Например: понравилось или нет и почему; интересно ли было читать; полезен ли, доступен и поучителен текст; какие персонажи могут служить примерами в жизни. В рефлексии смысла сказки необходимо обращаться и к собственному житейскому опыту.

Итак закончен небольшой урок. В нем использованы элементы развивающей игры. Известно, что жизнь человека протекает в трех основных видах деятельности: игры, учения, труда. Младший школьник только начинает осваивать для себя такой сложный вид деятельности как учение. Поэтому эмоционально-интеллектуальная игра, включенная в учение, поможет ему более комфортно и продуктивно приобретать знания, накопленные человечеством, и пропускать их через собственное “Я”.

Родители и библиотекари, не жалейте времени на совместное чтение с младшими школьниками. Такое чтение способствует совершенствованию психической деятельности ребенка, его нравственному, интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию в целом. В самое ближайшее время вы увидите его результаты. Удачи!

Заключение

В эпоху развития глобальных информационных телекоммуникаций меняется характер чтения детей. Это требует изменения традиционных представлений и подходов педагогов, воспитателей, библиотекарей.

Сегодня значительно меняется облик юных читателей, их навыки и умения, привычки и способы работы с текстом и информацией. Российской государственной детской библиотекой и другими детскими библиотеками России в последнее десятилетие интенсивно ведутся исследования по проблемам детского чтения. С 1999 г. специалисты изучают процессы, происходящие в детском чтении под воздействием новой информационной среды. В 2000-2001 гг. исследование проблемы взаимодействия детей и подростков с текстами в электронной форме, освоения детьми и детскими библиотекарями интернета было поддержано Российским гуманитарным научным фондом (грант № 00-06-00147а).

Собранные нами данные позволяют говорить о том, что в начале нового века ситуация вхождения ребенка в книжную культуру радикально изменилась. Сегодня на процесс социализации все большее влияние оказывают «некнижные» средства массовой информации. Количество каналов получения информации продолжает расти, при этом наряду с традиционными – книгой и периодикой, все большее место в жизни ребенка (и особенно подростка) играют аудиовизуальные («электронные») СМИ. Развивается культура, которую называют «электронной» («видеокультурой», «аудиовизуальной культурой»).

Многообразно влияние этой культуры на чтение ребенка:

- падает символический статус чтения и его престиж;

- меняется восприятие печатного текста и информации, (восприятие становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным);

- меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанрам, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам);

- предпочитается печатная продукция, где более широко представлен видеоряд (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов).

В целом же сегодня, по сравнению с 80-90 гг. изменился характер чтения детей и подростков: оно становится более прагматичным (и носит инструментальный характер), становится все более индивидуальным и функциональным. Возрастающие учебные нагрузки ведут к тому, что в чтении детей (и особенно подростков) преобладает «программная» литература. С другой стороны, досуговое чтение становится более развлекательным. Таким образом, сегодня из массового чтения подростков и юношества уходит классическая зарубежная и отечественная литература, и особенно романы, которые продолжают читать, в основном те, кто станет небольшой группой «элитарных читателей». При этом усиливаются гендерные различия: девочки (и девушки) больше читают именно книг «для души», тогда как подростки-мальчики – это (в лучшем случае) – читатели фантастики, приключений, детективов, а также научно-познавательной и специальной литературы.

Зондажные исследования, проведенные специалистами Российской государственной детской библиотеки (О.Л.Кабачек, И.А.Бутенко, В.П.Чудинова, О.И.Мургина и др.) свидетельствуют о том, что сегодня в досуговой деятельности подростков-мальчиков проявляется тенденция активного использования окружающей их «электронной среды», где наряду с традиционным занятием – чтением книг, обнаружилось их стремление к использованию не только теле- и видеоэкрана, но и компьютера (в основном, в качестве источника компьютерных игр), а также Интернета (где они не только играют, но и «путешествуют по сетям», скачивают нужную информацию и др.). Для этой аудитории также характерно чтение иллюстрированных журналов. Вместе с тем, здесь литература уже не служит (как это было раньше) средством социализации, поскольку эти юные читатели практически не находят в ней героев – объектов для подражания.

Эти и другие новые особенности сегодняшних юных читателей требуют изменения традиционных представлений и подходов педагогов, воспитателей, библиотекарей. В эпоху развития глобальных информационных телекоммуникаций перед ними встают задачи подготовки нового поколения к мультикультурному информационному миру. Меняются подходы к образованию и «грамотности» в аспектах, связанных с печатной и «электронной» культурой и информацией. Среди походов, развивающихся в последние десятилетия, это вопросы, связанные с понятиями и концепциями медиаобразования, информационной грамотности (в России - «информационной культуры»), компьютерной грамотности. В последние годы, с бурным развитием Интернета, это также новейшие подходы, связанные с «сетевой грамотностью» - умением работать в информационных сетях. Меняющийся облик и новые коммуникативные привычки подрастающего поколения – это огромная проблема и задача, стоящая перед педагогами и библиотекарями.

Список использованной литературы.

1. По сказкам Сутеева. – Спб.: Герион, 1999. – 51 с.; Сказки: Горе-рыболовы. – Спб.: Герион, 2000. – 52 с.; Сказки: Снеговик почтовик. – Спб.; Герион, 2000. – 47 с. (Иллюстрации О.Воронова, С.Жданов)

2. Читалочка – Помогалочка: Домашнее чтение для младших школьников/ Бородина В. //Домашняя школьная библиотека. - 2004 № 4-5. – с. 11 - 17

3. По материалам статьи “Книжная вселенная детсва” http://www.rsl.kemsu.ru/bgk/1998/3/96.htm

4. Материалы международной научной конференции “Детское чтение на рубеже веков; Проблемы, Исследования, Прогнозы” Иваново, 1999

5. По материалам конференции “Книга в России: итоги и перспективы чтения"

6. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр "Академия". - 432 с.

7. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка. Основные периоды психического развития ребенка. // Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед учеб. заведений/ Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 1998.

Приложение

Часть 1 Палочка волшебница.

(Автор В. Сутеев. Рис. О. Воронова)

Заяц Прыгун и ежик Колючка были закадычными друзьями. Но Колючка был очень умным, а прыгун , ужасно легкомысленным.

Шли они как-то раз по дороге и весело болтали. Прыгун за разговором не заменил палки на дороге. Споткнулся и упал.

- Ах ты, зловредная палка! - разозлился Прыгун и пнул палку ногой.

- Ну зачем ты так, - сказал Колючка и поднял палку. - Давай-ка лучше её с собой возьмём. Она сможет нам ещё и пригодится.

- Да на что она нам? - пожал плечами Прыгун.

- А это палочка не простая - волшебная. Прыгун в ответ только посмеялся. Идут они дальше. Вдруг их путь ручей преградил. Ручей глубокий, а мостика нигде не видно. Прыгун разбежался и одним махом на другой берег перепрыгнул.

- Бросай свою палку, Колючка, - кричит он с того берега. - Тебе с ней сюда ни за что не перебраться. А Колючка разбежался немного, воткнул палку посреди ручья и перемахнул на другой берег.

- Вот так, так! - удивился Прыгун. - Да ты не хуже меня прыгаешь оказывается!

- Да разве это я, - улыбнулся Колючка. - Это мне волшебная палочка-Через-Ручей-Скакалочка помогла. Подошли друзья к большому болоту. Колючка идет осторожно, палкой дорогу пробует. А Прыгун прыгает с кочки на кочку, не глядя и над Колючкой посмеивается:

- Что ты там палкой во все кочки тыкаешь, мы так до ночи домой не попадем!

И вдруг сорвался Прыгун с ненадежной кочки и провалился по самую шею. Того и гляди утонет. Подобрался Колючка поближе к Прыгуну и кричит:

- Держись за мою палку, да покрепче! Схватил Прыгун палку, а Колючка изо всех сил потянул её и вытащил своего незадачливого друга из трясины.

- Спасибо тебе, Колючка, выручил меня.

- А это и не я вовсе, - Это всё волшебная палочка-Из-Болота-Вытягалочка.

Идут друзья дальше. Дошли до лесной опушки и вдруг слышат пищит кто-то. А это птенчик из угла выпал и зовёт своих родителей.

- Помогите, помогите! - чирикают папа и мама птенчика. - Нам самим никак в гнездо не поднять. А гнездо-то высоко. Ни Колючке ни Прыгунку до него никак не достать.

- Кажется придумал, - вдруг сказал Колючка. - Становись-ка, Прыгун, лицом к дереву.

Встал Прыгун лицом к дереву, а Колючка посадил птенца на конец палки, залез на спину Прыгуну, поднял палку высоко над головой - до самого гнезда достал. Птенчик спрыгнул с палки в гнездо и радостно зачирикал.

- Спасибо! Спасибо! - кричат папа и мама.

- Спасибо! - пищат птенчики из гнезда.

- Да что меня благодарить, - говорит Колючка. - Ведь это же всё волшебная палочка-До-Гнезда-Доставалочка.

Отправились друзья дальше. Зашли в самую чащу дремучего леса. Сумрачно в лесу, страшно. Вдруг из самых зарослей на тропинку Волк-Зубами-Щёлк выскочил.

- Вот вы мне и попались, - говорит Волк.

- Тебя-то, Колючка, я есть не стану. Иди своей дорогой. А вот зайчишка-то мне как раз к обеду. Да ещё какой славный, пухленький. Облизнулся Волк, схватил зайца за шиворот. А Прыгун от страха зубами щёлкает. "Ну все, - думает, - сейчас Волк меня съест!"

Но не тут-то было. Ухватил колючка за палку покрепче, да ка-а-ак размахнется, ка-а-ак ударит Волка по спине.

- Ой-ой-ой! - взвыл Волк от боли, выпустил он Прыгуна из лап и бежать.

- Ну, спасибо тебе, Колючка, - спас ты меня от неминуемой гибели. Пожал Колючка плечами:

- Не меня благодари, а волшебную палочку - По-Волку-Ударялочку.

Вот уже и вечер скоро. Совсем друзья притомились. Дорога все в гору идет - тяжело подниматься.

- Всё, - говорит Прыгун, - не могу больше, так устал.

- А ты держись за мою палочку, - говорит Колючка. - И тебе легче идти будет. Схватил Прыгун палку, а Колючка его в гору потащил. Потихоньку, помаленьку и добрались они до дома Прыгуна, где уже поджидала их Зайчиха Пушинка с зайчатами. Обрадовался Прыгун, что домой, наконец, вернулся и говорит Колючке:

- Если не твоя волшебная палочка, не добрались бы мы до дома.

- Ну что ж, возьми её себе. Может она тебе ещё пригодится, - сказал Колючка и протянул палку Прыгуну.

- А ты как же без волшебной палочки? - удивился Прыгун. Усмехнулся Колючка и говорит:

- Палку-то я себе новую найду, а вот как из неё "волшебную" сделать - тут соображение надо.

Понял Прыгун, что всё "волшебство" палочки в умной голове, да добром сердце заключается.

Часть 2

Здесь можно показать ребенку рисунки из разных сказок, а затем спросить, откуда эти персонажи. - student2.ru - А ты как же без волшебной палочки? - удивился Прыгун.

Облизнулся Волк, схватил зайца за шиворот Здесь можно показать ребенку рисунки из разных сказок, а затем спросить, откуда эти персонажи. - student2.ru . А Прыгун от

страха зубами щелкает…

А Колючка разбежался немного, воткнул палку посреди

ручья и перемахнул на другой берег.

Здесь можно показать ребенку рисунки из разных сказок, а затем спросить, откуда эти персонажи. - student2.ru

. Здесь можно показать ребенку рисунки из разных сказок, а затем спросить, откуда эти персонажи. - student2.ru

Помогите, помогите! - чирикают папа и мама птенчика.

- Держись за мою палку, да покрепче! Схватил

Прыгун палку, а Колючка изо всех сил потянул её

и вытащил своего незадачливого друга из трясины.

Здесь можно показать ребенку рисунки из разных сказок, а затем спросить, откуда эти персонажи. - student2.ru

- Ну что ж, возьми её себе. Может она тебе ещё Здесь можно показать ребенку рисунки из разных сказок, а затем спросить, откуда эти персонажи. - student2.ru

пригодится, -

сказал Колючка и протянул палку Прыгуну.

Часть 3

1. Прыгун разбежался и одним махом на другой берег перепрыгнул.

2. Бросай свою палку, Колючка, - кричит он с того берега. – Тебе с ней сюда ни за что не перебраться

3. Идут они дальше. Вдруг их путь ручей преградил. Ручей глубокий, а мостика нигде не видно.

4. – А это палочка не простая – волшебная. Прыгун в ответ только посмеялся

Ответ: 4, 3, 1, 2

Часть 4

Перечень слов Вопросы
Кто Какой он Что делает Как делает
1 Заяц Прыгун 2 Незадачливый друг 3 Скачет 4.Ежик 5. Пухленький 6. Зубами щелкает 7 От страха 8 Ухватил палку 9 Да покрепче        

Наши рекомендации