Г. Санкт-Петербург, Россия

ПРАЗДНИК КАК СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Кудрина Светлана Владимировна,

канд. педагог. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГАОУ «Ленинградский областной институт развития образования»,

Г. Санкт-Петербург, Россия

Козлова Валерия Владимировна,

Канд. философских наук, зав. отделом экспертизы

Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования

«Институт культурных программ»,

г. Санкт-Петербург, Россия

Праздник как одна из основных форм коллективного поведения людей обладает огромным развивающим, воспитательным и образовательным потенциалом. Одними из древнейших ценностей этого феномена являются: объединение отдельных индивидов в коллектив, поглощенный достижением общей цели, и приобщение членов этого коллектива к важнейшим ценностям культуры определенного общества, которому данный праздник принадлежит. Таким образом, праздник способствует социализации личности с позиций осознания своей принадлежности к определенному государству, а также формированию национального самосознания, своей этничности, с позиции национальной принадлежности к отдельному народу, этнической группе, живущей в данном государстве. При этом участники праздника испытывают определенный эмоциональный подъем, что в значительной степени обеспечивает глубину восприятия и понимания содержательной стороны события. Именно поэтому в детском возрасте, в отрочестве и юности, до периода достижения социальной зрелости и самостоятельности, праздник является одним из важнейших, хотя и не до конца использованных педагогических ресурсов, как в рамках семейного воспитания, так и в педагогической практике различных учреждений.

На основе выделения онтологических свойств праздника мы можем сделать вывод о том, что праздник – это свободный, противоположный будням, период, в который происходит основанное на значимом событии, ритуализированное коллективное действие, влекущее за собой онтологический разрыв повседневности, выражающийся в стремлении к изобилию и расширению границ дозволенного обществом.

Еще Аристотель обращал внимание на то, что для полноценного гражданина важно не только уметь работать, но и уметь быть праздным. Потребность и умение благородно проводить досуг, как и стремление и умение трудиться, требует своего формирования в процессе подготовки человека к жизни в обществе, т.е. в процессе семейного и организованного обучения и воспитания.

Выделим основные, на наш взгляд, наиболее значимые функции и атрибуты праздника, учет которых необходим при планировании комплексной педагогической работы, основанной на использовании системы праздников.

Функции праздника соотносятся как с индивидом, так и с обществом, что позволяет рассматривать его как многогранный педагогический ресурс.

Среди социальных функций можно обозначить регулятивную, трансляционную и объединяющую.

Регулятивная – одна из самых ранних функций праздника, призванная исключить всякий общественный хаос. Праздничное пространство каждый раз допускает снятие социальных запретов и расширяет границы дозволенного, чтобы затем вновь установить привычный порядок. Праздник в социальной жизни часто используется в качестве механизма снятия социальной напряженности, смягчения острых ситуаций. Праздничная стихия актуализирует подавляемые в обыденной жизни глубинные структуры чувственности, влечения и инстинкты. Таким образом, чередование будней и праздников способствует активному формированию саморегуляции поведения.

Трансляционнаяфункция праздника заключается в том, что в процессе праздника ребенок усваивает традиционные культурные нормы и национальные образцы поведения. При подготовке и участии в празднике происходит активное знакомство с историческими событиями, религиозными основами, элементами фольклора и праздничными ритуалами.

Праздник является наиболее эффективным механизмом объединенияиндивидов, укрепления социальных связей.Праздник учит ребенка построению и поддержанию социальных сетей. В период праздника преодолевается обособление ребенка, раскрываются механизмы организации различного взаимодействия.

Среди антропологических, т.е. важных для индивида, функций праздника можно обозначить следующие:

Получение ярких эмоций. Праздник характеризуется сильным эмоциональным напряжением и привлекает возможностью получения необычных ярких эмоций. Аффективный аспект праздника важен для детей дошкольного возраста благодаря особенностям эмоциональной сферы этого периода развития. Также важным является тот факт, что именно в дошкольном возрасте формируется чувство юмора, чему активно способствует участие в празднике, в основе которого лежит смеховая культура.

Эстетическое удовлетворение. Праздник приносит комплексное эстетическое удовольствие. Красота – одна из базовых категорий пространства праздника, которая достигается благодаря синтезу многих видов искусств. Формирование эстетического вкуса и стремления к эстетическим удовольствиям во многом начинается в ситуации праздника, в связи с тем, что украшение является основным видом активности в процессе его подготовки.

Стимул к творчеству. Праздник традиционно стимулирует творческие проявления. Наиболее глубокие переживания процесса праздника происходят в ситуации непосредственного участия в творческом организационном цикле. При подготовке и проведении праздников искусство носит прикладной характер, выполняя миссию передачи идей, ценностей и настроения. Именно в дошкольном возрасте у детей проявляется интерес к творческим видам деятельности и праздник может способствовать его укреплению и развитию. Первые поделки, как правило, соотносятся с праздником, имея своей целью украшение интерьера, изготовление подарка или элементов костюма. Первый опыт публичных выступлений и творческого самовыражения ребенок, как правило, получает в процессе праздника (стихи, танцы, пение и т.д.).

При подготовке, участии и в послепраздничных размышлениях участников торжества внимание последних обращено к атрибутам праздника как материальным элементам его воплощения. К ним относятся: праздничная атмосфера, подарки, застолье и развлечения.Влияние перечисленных атрибутов праздника на эмоциональное состояние участника значительно и охватывает период не только самого события, но и предшествующий период подготовки к торжеству, а также последующий, различный по продолжительности период времени, в течение которого участники индивидуально и в коллективе возвращаются к обсуждению события, осмыслению его процесса и результата, формируют собственную и коллективную позицию по поводу события. В ряде случаев предварительный и заключительный этапы становятся для участников события более запоминающимися и личностно значимыми. Учет этой специфики атрибутов праздника и психологических особенностей отношения к ним различных групп или отдельных участников необходим для наиболее эффективной реализации педагогической (дидактической, коррекционно-развивающей и воспитательной) направленности праздника.

Система оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития включает в себя учреждения открытого и закрытого типов. В силу особенностей своего состояния, а также специфики социальной ситуации развития такие дети испытывают значительные трудности в процессе ознакомления с социальным окружением и установления с ним адекватных контактов. В этой связи образовательное учреждение берет на себя ведущую роль в вопросах социализации этой группы школьников. В этой работе значимое место может занять, наряду с внутришкольным, внешкольный компонент. Он включает взаимодействие с другими образовательными, а также социальными и культурными учреждениями. Именно в этом случае наиболее полно создаются условия для получения детьми необходимого социального опыта через калькирование образцов поведения других участников процесса, имеющих больший опыт участия в таких же или аналогичных мероприятиях и собственную поведенческую позицию в отношении происходящих событий.

Известно, что основой успешной учебно-воспитательной работы является комплексный подход к ее организации. Поэтому использование педагогических возможностей праздника также носит комплексный характер и теоретически может быть представлен в виде последовательных этапов: изучения состояния проблемы, разработки комплекса педагогических мероприятий, определения эффективности проведенной работы.

Опыт изучения представлений детей с нормальным интеллектуальным развитием и интеллектуальной недостаточностью позволил выделить, с одной стороны, наиболее известные и понятные по содержанию праздники, а с другой, определить характер опыта участия детей в различных праздниках.

Как правило, самыми знаемыми и востребованными всеми детьми праздниками являются собственный День рождения и Новый год. Все дети в большей или меньшей степени знакомы с датой празднования, атрибутами праздника, особенно подарками и атмосферой праздника, например, оформлением помещения (украшение елки), праздничным поведением (поиск подарков, хоровод, задувание свечей и т.п.). Однако эти представления весьма своеобразны. Так, при анализе писем и устных обращений к Деду Морозу в подавляющем большинстве случаев дети начинают их с просьбы о том или ином подарке для себя. Иногда просят что-то для мамы или братьев и сестер. В единичных случаях структура обращения представлена вводной благодарностью за ранее сделанные подарки, пожеланиями счастья и удачи Деду Морозу или содержит для него подарок (чаще, рисунок или обещание прочитать стихотворение).

Представления учащихся массовых школ о названных выше праздниках более развернуты: дети полнее описывают такие атрибуты праздника как атмосфера и развлечения. Их опыт проведения дней рождений более широк и разнообразен. Вместе с тем, если речь заходит о дне рождения других (взрослых) членов семьи, то различия в представлениях детей разных групп становятся менее выраженными. Большинство детей не принимают участия во «взрослых» праздниках или их участие ограничивается подготовкой подарка. В зависимости от возраста опрошенных подарками могут быть либо поделки (как правило, рисунки), либо покупки (чаще цветы и открытки). В полученных ответах детей удручает отсутствие в большинстве случаев фантазии, увлеченности при подготовке мероприятий в семье. Это лишний раз подчеркивает определенную разобщенность поколений, выраженную даже на уровне семей. Совершенно по-другому дети оценивают подготовку праздников в школе. Здесь регистрируется заинтересованность, отмечается эмоциональный отклик детей, их погруженность в приготовление к празднику и с позиции оформления помещения, подготовки застолья, и с позиции выбора, изготовления и дарения подарка. В менее выраженном виде эту тенденцию можно отметить и у детей с интеллектуальной недостаточностью. Такая ситуация распространяется и на другие группы праздников.

Менее точные представления у обследованных детей имеются по поводу таких праздников как 8 марта, 23 февраля, 9 мая, Рождество и Масленица. Однако даже дети с интеллектуальной недостаточностью знают общий смысл праздника («мамин день», «день воина» или «папин день», «День Победы», «День рождения Иисуса (бога)», «когда весна приходит»). В зависимости от количества опыта по организации и участию в этих праздниках дети могут с большей или меньшей точностью описать атмосферу праздника и ритуал подготовки и преподнесения подарков, хотя в своих ответах больше обращаются к опыту взрослого («мы с учительницей делаем открытки», «мы с бабушкой красили яйца» и т.п.). Анализ ответов детей в рамках данной группы праздников выявляет их взаимосвязь с практикой работы образовательного учреждения в целом (общешкольный уровень), а также со спецификой организации работы классного руководителя и, в некоторых случаях, родительского комитета (внутриклассный уровень). В тех случаях, когда школьники имели опыт участия во внешкольных мероприятиях совместно с другими образовательными учреждениями на базе ДДТ, на площадках соседних школ, в учреждениях культуры (внешкольный уровень) описание атмосферы праздника, понимание его смысла и ритуалов становятся более рельефными, полными, осознанными и окрашенными личным отношением ребенка к происходящему.

В значительно меньшей степени дети знакомы с профессиональными праздниками и новыми праздниками, традиции празднования которых еще не достаточно устоялись (День Матери, 4 ноября и др.). Среди профессиональных праздников наиболее знаемым является День учителя, хотя дети с интеллектуальной недостаточностью считают этот праздник общим для всех. В ряде случаев учащиеся массовых школ перечисляют профессиональные праздники, отмечаемые в семье. В единичных случаях регистрируются ответы, связанные с ознакомлением детей с содержанием социальной рекламы, знакомящей население с наступающими праздничными датами и юбилеями. Однако если эти даты не были введены в деятельность детей (не организовывалось поздравление работников медпункта в День медицинского работника, не писали диктант о Дне милиции, не знакомились на чтении или природоведении с текстами о лесниках и егерях в преддверии Дня работников леса, не готовили концерт для дошкольного отделения своего образовательного учреждения или подшефного детского сада в канун Дня защиты детей и т.д.), они быстро забываются и не включаются детьми в перечень известных им событий. Вместе с этим есть весьма «молодые» даты, имеющие очень понятное для детей смысловое наполнение, например, 15 октября – Всемирный день чистых рук. Рассказы детей о таких событиях имеют яркую эмоциональную окраску и наполнены пониманием смысла праздника и роли в нем ребенка. В этой связи хочется отметить такие праздники как День Флага России или День отцов. Несмотря на то, что эти даты приходятся на летний каникулярный период, дети закрытых учебных заведений относительно полно осведомлены о ритуалах, связанных с ними. К сожалению, в системе семейного воспитания данные праздничные даты не заняли еще соответствующего своему значению места. Поэтому школьники, проводящие каникулы вне образовательного учреждения практически не знакомы с ними.

Особо стоит отметить праздничные мероприятия, связанные с юбилеями образовательного учреждения, района, региона в целом. Как правило, подготовка к таким мероприятиям предполагает широкую включенность в нее различных структур. Например, к празднованию юбилея школы, подключены не только все работники учреждения, но и все учащиеся (готовят подарки школе и концерт, оформляют выставки работ, моют школу к приходу гостей, готовят для себя праздничную одежду, особо организуют дежурства в школе и т.п.), а также значительная часть родителей. Наряду с этим дети осведомлены о подготовке к этому мероприятию соседних учреждений, читают информацию о нем в местной прессе, видят реакцию органов управления образованием и других государственных и общественных структур на приближающееся событие (появляются подарки школе, ее посещают комиссии и делегации, приходят поздравительные телеграммы, проходят награждения ведущих специалистов учреждений и т.д.). Все эти приготовления оставляют яркое впечатление у учащихся. Поэтому такие даты они обычно помнят и определяют как приоритетные в определенный период. Нужно отметить, что степень погруженности учащихся в процесс подготовки к событию и самого празднования в значительной степени изменяет рейтинг события в личном восприятии его ребенком.

На диагностическом этапе исследования были также изучены семейные праздничные традиции и опыт участия семьи в праздновании различных событий. Полученные результаты соотносимы с данными обследования представлений самих школьников. Однако если представления учащихся коррекционных и общеобразовательных учреждений отличны по полноте, глубине и, в ряде случаев, правильности, то характер участия их семей в праздновании различных событий приблизительно одинаков и варьируется в основном в зависимости от экономической ситуации в семье.

Наиболее полно в большинстве семей реализуются традиции празднования дней рождений и Нового года. В меньшей степени отмечены Рождество и Пасха. В ряде семей, имеющих в своем составе жителей блокадного Ленинграда и участников Великой Отечественной войны, также отмечают День Победы. Среди атрибутов (способов отметить тот или иной праздник) наиболее востребованными являются застолье и подарки. Среди праздников, связывающих традиции празднования семьи и школы отмечаются 8 марта, 23 февраля, День учителя, 1 сентября, Масленица. Наиболее приемлемыми формами своего участия в совместном праздновании родители считают роль зрителей концертов, участие в чаепитиях, помощь в подготовке своего ребенка к выступлению или организации самого праздника в классе. В ряде случаев семьи ориентируют свой праздничный режим на предложения социально-культурных программ города: гуляний, ярмарок, карнавалов, парадов, льготных и пригласительных билетов в учреждения культуры и др. Однако и в случае участия в культурном мероприятии городского или районного уровня семьи предпочитают пассивно-потребительскую позицию. В единичных случаях родители указывают на опыт изготовления костюмов для карнавалов, участия в украшении придомовой территории, подготовки элементов праздничного оформления для участия в параде, гулянии, ярмарке. Вероятно, эта ситуация во многом обусловлена незначительным «возрастом» общегородских мероприятий такого формата, минимальным опытом и низкой осведомленностью о возможностях включения в активную праздничную деятельность, а также низкой социальной активностью семей.

Учитывая полученные данные, в учреждении или на уровне внешкольного взаимодействия целесообразно разрабатывать такой комплекс праздничных педагогических мероприятий, который, с одной стороны, учитывал бы уже имеющийся опыт детей, а с другой, – решал проблемы, выявленные на этапе диагностики.

В настоящее время предложить унифицированный вариант такого комплекса по ряду объективных причин не представляется целесообразным. Однако можно сформулировать ряд рекомендаций для образовательных учреждений, выбирающих приоритетное для себя направление работы по интеграции детей разных возрастных и типологических групп.

Основой систематической работы в любом направлении является выбор комплекса событий и явлений, формирование представлений о которых будет обеспечивать всестороннюю осведомленность учащихся по конкретной теме. В данном случае в основу работы уместно положить комплекс праздничных дат, отражающий реалии нашего многонационального, богатого историей и традициями государства и включающий такие группы праздников, как международные, государственные, региональные, народные, религиозные, профессиональные, школьные, семейные.

Эффективность работы во многом зависит от корректности ее структуры и взаимосвязанности отдельных элементов. В частности, большое значение имеет не только ознакомительная часть работы, но и обеспечение достаточного количества повторений и обобщений. Для этого полезно обеспечить изучение праздников по календарному признаку и постараться согласовать выбранные праздники с имеющимся у детей опытом празднования. Поэтому для младших детей следует выбирать меньше праздничных событий, останавливаясь сначала на уточнении и закреплении более знакомого, и только на более поздних этапах обучения увеличивать количество и «отодвигать» праздники от реального бытового опыта детей. Также необходимо учитывать и тематический принцип: каждый год нужно по возможности предусмотреть празднование праздников из всех выбранных категорий. Кроме того, каждый год в нашей стране и на международном уровне посвящен определенному событию или аспекту общественной жизни. Учет этих моментов также полезен при планировании работы, поскольку позволяет шире использовать дополнительные образовательные ресурсы и согласовывать работу образовательного учреждения с другими государственными и общественными организациями. Обеспечение достаточного количества повторений и личного опыта ребенка возможно через построение взаимосвязи между учебной, внеурочной и внеклассной работой в целом в образовательном учреждении. Обычно такая система работы отражена в плане работы учреждения и согласуется с программой его развития и методической темой.

Большое значение при планировании описываемой работы имеет продуманная система связей с семьей и учет территориальных традиций.

При анализе анкет членов семей учащихся было отмечено потенциальное желание большей части респондентов принять посильное участие в совместных со школой праздничных мероприятиях и их неуверенность в своих силах. Многолетний поиск путей установления контактов с семьей учащихся позволяет считать, что наиболее успешно родители включаются в учебную работу. Открытые уроки и предметные игры, на которых роль зрителей играют родители, как правило, пользуются успехом у последних и обеспечивают установление доверительных отношений между педагогом и семьей. В сочетании с такими мероприятиями даже традиционные родительские собрания становятся более посещаемыми, вероятно в силу того, что родители приблизительно знают, какую позиции по отношению к их ребенку занимает педагог. Следующим шагом в работе с семьей могут стать небольшие праздники в классе: дни рождения, Новый год, Праздник Осени, Лицейский день и т.д., а также мероприятия, организованные и проведенные сторонними организациями (библиотекой, музеями, шефами и т.п.). Постепенно доля вовлеченности родителей в организацию и проведение праздников может быть увеличена: родители становятся участниками оформления класса, подготовки праздничной программы и подчас привносят в праздник в школе и классе свой колорит и традиции празднования (особенно интересными в этом смысле становятся региональные, народные, профессиональные праздники). Таким образом, девизом работы по включению семьи в совместную работу может стать постепенность и личностно ориентированный подход.

Среди всего разнообразия мнений членов семей о возможностях их участия в культурно-массовых мероприятиях общественного характера лейтмотивом выдвинута идея ежегодного празднования одних и тех же дат в сходных форматах. Это позволит всем «привыкнуть», «вовремя подготовиться», «знать, что и когда нужно делать», т.е. в итоге выработать определенные традиции участия в праздничных мероприятиях.

Таким образом, использование праздника как педагогического ресурса интеграции школьников подразумевает отбор и структурирование комплекса наиболее значимых для определенного региона современных праздников, разработку системы урочных и внеклассных мероприятий на внутриклассном, общешкольном и внешкольном уровнях, обеспечить включение в данную работу родителей, всей школы, других образовательных учреждений, государственных и общественных организаций.

В заключении отметим, что пространство праздника на всем протяжении истории человечества служит уникальным механизмом передачи социальных образцов, транслятором культуры, и, в связи с этим, является необходимым элементом воспитания в широком смысле этого слова. Участие в празднике свидетельствует о связи индивида с данным обществом и обеспечивает усвоение им смыслообразующих ценностей этого общества. Кроме того, праздник – это то явление социальной жизни, участие в котором принимает каждый член общества, поэтому усвоение норм праздничного поведения – необходимый элемент социализации. Этот процесс протекает через усвоение норм поведения, принятых и приветствуемых в современном ребенку обществе и отдельной социальной группе. Если школа, семья и ближайший социум в этом вопросе сможет занять позицию единой группы, эффект от совместной работы будет более чем значительным.

Наши рекомендации