Тематика для развития речи. Наша школа (13 ч). Номер (название) школы

Наша школа (13 ч). Номер (название) школы. Адрес школы. Ближайшие от школы улицы и учреждения, расположенные на этих улицах, жилые дома, магазины, детские сады, поликлиника и др.

Школьное имущество. Название, назначение, бережное отношение к школьному имуществу, учебным книгам.

Двор школы, его оборудование. Пришкольный участок, труд на пришкольном участке.

Расписание уроков. Названия дней недели, месяцев, ихпоследовательность. Табель-календарь.

Правила поведения на уроках и переменах. Правила для учащихся. Соблюдение правил коррекции речи.

Правила октябрят.

Участие в общественно полезных делах школы. Труд детей по самообслуживанию в классе, интернате, еги содержание и значение. Соблюдение гигиены помещений.

Осень (13 ч).Осенние месяцы и их названия. Ранняя осень, изменения, происходящие в природе: похолодание, осадки, изменения окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад.

Характерные признаки поздней осени.

Труд людей осенью в данной местности; осенние работы в поле, огороде, саду, парке. Названия тех действий, которые совершают при уборке овощей осенью (картофель выкапывают, капусту срезают и т.д.). Осенние посадки деревьев, кустарников, цветов.

Подготовка людей, животных и птиц к зиме.

Отлет птиц. Домашние птицы.

Домашние животные и их детеныши. Названия 2—3 видов домашних животных, распространенных в данной местности.

Использование в хозяйстве домашних животных.

Дикие животные осенью (подготовка к зиме).

Экскурсии для наблюдения за изменениями в природе ранней поздней осенью.

Ведение классного календаря природы и труда, эпизодическая запись наблюдений в «Дневнике наблюдений» под руководством учителя и воспитателя.

Наш дом (13 ч). Домашний адрес (название города, улицу номер дома, квартиры).

Имена и отчества родителей, их профессии. Труд и отдых в семье. Распределение трудовых обязанностей в семье. Помощи взрослым в домашних делах. Внимательное и заботливое отношение ко всем членам семьи, помощь младшим братьям и сестрам.

Режим дня. Труд детей по самообслуживанию в доме, его содержание и значение. Техника, используемая в быту.

Мебель и посуда, их применение в быту (дома, в школе, интернате). Назначение отдельных предметов мебели и поосуды. Умение отличить их от других предметов быта.

Ответственное отношение к домашнему имуществу, к личным вещам, к вещам всех членов семьи, к комнатным растениям, домашним животным.

Бережное отношение к зданию, игровым и спортивным площадкам во дворе, к зеленым насаждениям.

Вежливое обращение и внимательное отношение к соседям (взрослым, сверстникам, малышам).

Зима (10 ч). Характерные признаки: низкая температура духа, осадки, состояние водоемов. Картины природы зимой в лесу, на речке и т.д. Растения зимой.

Изменение условий жизни домашних и диких животных зимой.

Участие детей в охране природы зимой.

Труд людей зимой. Участие детей в общественно полезном труде.

Экскурсии для наблюдения состояния природы зимой и к местам кормления птиц.

Наш город (село) (13 ч). Главная улица, площадь города (села).

Основные предприятия и учреждения города (аптеки, заводы, фабрики и др.).

Основные достопримечательности города (села) и культурно - просветительные учреждения (памятники, площади, парки, кинотеатры, театры, музеи, библиотеки и др.).

Торговые предприятия города: продовольственный, промтоварный, обувной, мебельный, книжный магазины, их отделы.

Новые стройки города. Профессии людей, занятых на строительстве, на заводах, фабриках, сфере обслуживания, в сельском хозяйстве. Машины, облегчающие труд людей. Значение труда для общества и каждого человека.

Транспорт города (села). Наземный, воздушный, водный транспорт. Профессии людей, работающих па транспорте. Правила поведения в транспорте.

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы.

Правила обхода транспорта при переходе через улицу.

Правила поведения в общественных местах (на улице, в тран­спорте, библиотеке и др.).

Весна (10 ч). Характерные изменений в погоде и природе в разные периоды весны: потепление, таяние снега, весенние грозы, дожди.

Растения весной. Распускание листьев, цветение растений.

Животные весной. Возвращение перелетных птиц.

Труд людей в данной местности. Машины, облегчающие труд людей. Участие детей в общественно полезном труде. Озеленение городов. Охрана зеленых насаждений. Систематическое ведение календаря природы и погоды. Систе­матическая запись в «Дневнике наблюдений».

Экскурсия в лес, поле, сад для наблюдения за изменениями природы весной.

Родная страна (25 ч). Наша Родина — СССР. Столица СССР — Москва. Флаг, Гимн, Герб Советского Союза.

Другие крупные города страны, ближайшие поселки.

1 Мая— праздник дружбы трудящихся всех стран, борьбы за мир. К нам приезжают трудящиеся из других стран. 1 Мая в Москве на Красной площади, в других городах проходят демонстрации трудящихся, народные гуляния.

9 Мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. Героизм советских людей в тылу и фронте во время войны. Памятники погибшим воинам. Советские люди борются за мир.

ПРОИЗНОШЕНИЕ (34 ч)

Индивидуальные занятия

I. Обследование учащихся.

II. Преодоление индивидуальных речевых нарушений учащая (в течение года).

Развитие речевой моторики и коррекция недостатков произм шення звуков у учащихся с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (продолжение работы, начатой, подготовительном и I классах). Коррекция недостатков пропаж шения звуков у вновь поступивших учащихся.

Закрепление правильного произношения и дифференцнаци звуков. Преодоление трудностей, связанных с произношением словсложного слогового состава.

Устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении вновь поступивших учащихся с особо сложными нарушениями речи.

Преодоление индивидуальных затруднений в овладении словарем и грамматическим строем речи.

Фронтальные занятия (34 ч)

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

1. Закрепление правильного, четкого произношения гласня звуков (1 ч); мягких согласных звуков [п'], [б'], [т'], [д'], [к'], [г'], [ф'], [в'], [н'], [м'], [j'], [с'], [з'] (4ч).

2. Дифференциация твердых и мягких звуков, различение наслух и выделение из слов доступной сложности мягких и тверды; звуков (4 ч).

3. Правильное произнесение звука [j] в положении после гласного (красная, красное) и после разделительного мягкого знака (ь) (бельё). Четкое произнесение и различение на слух сочетаний типа тя-тья, ле-лье (2 ч).

4. Повторение звуков [ж] — [ш] (1 ч); [ч], [щ], [ц] (3 ч).

5. Дифференциация звуков [ш] —[ж]—[с] —[з] (3 ч); [щ]-[ч]- [т'](3ч); [ц]- [щ]-[ч] (Зч); [щ] - [ч] - [с1] - [с] -(Зч); [р]—[л] (1ч).

6. Дифференциация звонких и глухих согласных (6 ч).

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов. Произносение рядов гласных звуков типа аиуаиуаиу..., уоэауоэауоэа…

Произносение слоговььх сочетаний с мягкими согласными звуками -ми-ме-мя-мю, све-сви-свя-свю, вле-кле-мле-пле, мя-ня-вя-ря.

Произнесение слоговых сочетании с мягкими и твердыми согласными звуками: ста-стя-ста-стя, та-ат-тя-атъ, кра-кря-кла-кля.

Произнессние слоговых сочетаний, включающих звук: [j]: пя-пья, пья-пъе-пью, пья-вью-лья.

Произнесение слоговых сочетаний, включающих оппозицион­ные звуки: ша-са-за-жа, шва-жва-зва-сва, саш-шас, чя – ща-тя-ся, сяша-чаща-цача.

Произношение слоговых рядов с чередованием-ударных и не­ударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с че­редованием согласных и гласных звуков с изменением последовательности: сасошусасошу..., татянататана..., тятанатятана; с раз­ным ударением тата, татата, татата.

2. Формирование навыков произношения слов и предложений. Четкое, слитное, с правильным ударением произношение слов, состоящих из правильно произносимых звуков (трех—пятислож­ных), из открытых и закрытых слогов (почтальон, перепорхнуть, однозначное, двузначное), со стечением двух-трех согласных в со­ставе слога (строительство, кладовщица, птичница, удовольствие, пластмассовый).

Выделение ударного слога в словах, состоящих из трех— пяти слогов.

Смысловое ударение (мука —,мука).

Подвижность ударения. Перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм (город—города, куплю — купишь, прошу — просишь).

Правильное, плавное произнесение слов с приставками (над­стройка, подставка, сбрасывать).

Слитное произнесение предлогов с существительными и прила­гательными (в гнезде, под крышей, в дремучем лесу и т.п.). Систематическое заучивание в течение года труднопроизноси­мых терминов, связанных с преподаванием математики, чтения, правописания и других учебных предметов (вопросительный знак, восклицательный знак и т.п.).

3. Формирование навыков евлзной речи.

Построение, четкое и слитное произнесение простых и распро-страпонпых предложений из слов указанной сложности с соблюде­нием правильно!"! интонации и ударения. Логическое ударение.

Интонация повествовательная, вопросительная, восклица­тельная.

Работа над четкостью, плавностью и выразительноегыо речи на материале небольших рассказов и стихотворений.

Наши рекомендации