Методы и формы организации ПВ

Методы и формы организации ПВ - student2.ru

Семинарское занятие 5

ТЕМА: Основы семейного воспитания.

Основные понятия:

Семья– основной институт социализации личности; в основе семьи лежат брачные отношения, в которых находит проявление естественная и социальная природа человека. Семья – это материальная и духовная сфера социальной жизни.

Андреева Т. Семейная психология. СПб, 2004. С.75.

Семья– это общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества – родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Андреева Т. Семейная психология. СПб, 2004. С.76

Семья– это система, в которой все взаимосвязано, единое целое, единый психологический и биологический организм.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 181.

Неблагополучная семья – это семья, где имеются явные дефекты в воспитании детей.

Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. С. 52

Воспитательный потенциал семьи – это множественная характеристика, включающая и отражающая разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, который определяют ее воспитательные предпосылки, и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие личности ребенка.

Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. С. 45

Факторы, определяющие воспитательный потенциал семьи: социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический.

Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. С. 45

Вопросы для обсуждения:

1. Семья как основной институт социализации личности, её функции и воспитательные задачи.

2. Принципы и правила семейного воспитания, его содержание, формы и методы.

3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка.

Темы для реферата:

1. Традиции семейного воспитания в странах мира (по выбору студентов).

2. Подросток в семье, особенности его воспитания.

3. Неблагополучная семья: проблемы, пути их разрешения.

Литература

1. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 1999. Кн.2, С.189-254.

2. Педагогика /Под ред. Пидкасистого. М., 1996. С 436-465.

3. Жук А.И., Казимирская И.И. Основы педагогики. – Минск: Аверсев, 2003. С. 176-202.

4. Дереклеева М.И. Направления работы классного руководителя с семьей и учащимися. – Минск: Бестпринт, 1998.

5. Карпович Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях. – Минск: МГЛУ, 2004. С.77-82.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. С 489-504.

Дополнительная литература

1. Андреева ТВ. Семейная психология. СПб, 2004. С. 166-187, 207-212.

2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

3. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. М., 1988. С. 20-33.

4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М,, 1999. С 22-147.

5. Чэчат В.У. Педагогiка сямейнага выхавання. Мн., 1995.

6. Эйдемиллер Э.Г., Добряеков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб: Речь, 2003.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое семья и каковы ее общественные функции? Какую из них вы считаете важнейшей в современном обществе? Все ли названные функции были присущи семье за всю историю ее существования?

2. Что понимается под семейным воспитанием? Какие явления и процессы оно включает?

3. Чем объясняется значительная роль семейного воспитания в развитии и формировании личности?

4. Какими направлениями воспитания детей следует, на ваш взгляд, заниматься в семье в первую очередь?

5. Как организуется воспитание детей в семье? Использование каких методов и форм воспитания будет наиболее эффективным в условиях семьи?

6. Что включает в себя педагогическая культура родителей? Как вы думаете, от чего она зависит?

7. Каковы условия успешного семейного воспитания? Какие из них, на ваш взгляд, имеют первостепенное значение?

8. Какие проблемы современной семьи вы могли бы назвать? Что, по вашему мнению, необходимо для их разрешения?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Назовите:

а) признаки семьи как малой социальной группы………………………………

б) функции семьи в современном обществе……………………………………..

в) направления семейного воспитания…………………………………………..

г) методы семейного воспитания…………………...…………………………..

2. Проанализируйте высказывание и выразите свое согласие/несогласие с автором. В чем вы видите основные задачи родителей в воспитании детей?

«Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться, по возможности скорее, обходиться без нас». (К. О. Конради)

3. Прочитайте русские пословицы, которые отражают три подхода к воспитанию детей в семье: авторитарный, демократический, либеральный. Разделите пословицы на три группы и будьте готовы устно охарактеризовать эти подходы. Приведите примеры подходящих по смыслу народных изречений в вашем родном (иностранном) языке.

А. Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.

Б. Понуканье – не воспитанье.

В. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Г. Верная указка не кулак, а ласка.

Д. Люби сына, как душу, но колоти, как грушу.

4. Проанализируйте высказывания о роли матери и отца в семейном воспитании. Согласны ли вы со сказанным? Дополните таблицу собственными суждениями по этому поводу:

Роль матери в семейном воспитании заключается в: Роль отца в семейном воспитании заключается в:
1) развитии эмоциональной сферы ребенка через любовь и привязанность 1) развитии у детей требовательности к себе и другим
2) создании благоприятной семейной атмосферы для воспитания и развития ребенка 2) воспитании у детей ответственности перед семьей, родными, соотечественниками, обществом в целом  
3) помощи ребенку в приобретении положительного жизненного опыта через общение, игру, познание, труд 3) воспитании уважения к матери, женщине, готовности защитить ее и свое достоинство
4) воспитании у детей таких качеств, как…………………………………… 4) воспитании у детей таких качеств, как…………………………

5. Изучите советы родителям по организации трудового воспитания детей в семье. Дополните их 1– 2 собственными рекомендациями.

· Систематически приучайте ребенка к самостоятельному труду.

· Вырабатывайте ответственность за выполненную работу.

· Продумайте для ребенка постоянное трудовое поручение.

· Учите ребенка уважительно и бережно относиться к труду старших.

· Не наказывайте детей трудом, чтобы не вызвать негативного отношения к нему.

· …………………………………………………………………………………

6. Существует точка зрения, что в воспитании детей следует придерживаться стратегии «кнута и пряника». За что же не следует наказывать и поощрять детей, чтобы эта стратегия принесла достойные плоды?

Наши рекомендации