Проблема 4. Формирование нравственного сознания у детей
Воспитание детей всегда строится на основе каких-либо принципов. В разные периоды истории и в разных странах это были (и есть) весьма разнообразные основы, создаваемые, порождаемые самим обществом или его частью. Однако в любой период времени существуют и в той или иной степени воздействуют на формирующуюся личность нравственные, общечеловеческие ценности. Правда, последние могут преследоваться конкретной социальной средой, обществом как нежелательные. Таким образом, существуют моральные и нравственные ценности.
Человек в процессе жизни проявляет себя в двух формах:
r конечной – как представитель данного общества, данной социальной группы;
r и бесконечной – как представитель человеческого рода.
Общество через мораль приспосабливает человека к своей системе, к своей, конечной форме существования. Усвоение моральных норм приводит к адаптации человека в данном обществе. Однако моральные требования могут вступать в противоречие с нравственными. И в жизни человек очень часто оказывается в ситуации конфликта между моральными и нравственными требованиями (не говоря уже о конфликте эгоистических и нравственных).
При воспитании детей существует ряд объективных трудностей:
1. Трудности демографического характера.
Эти трудности связаны с определенной структурой семьи. Все больше становится семей с одним ребенком. В результате чего он становится центром семьи. Ребенок растет среди взрослых, постоянно ощущая поток заботы на себе, причем это время очень удлинено. Дети совершенно освобождены от заботы о других членах семьи. Это негативный процесс. Нравственность не может формироваться из рассказов, поучений. Она формируется в реальной жизни, в ситуациях реального выбора.
Исследования, проведенные в Средней Азии, Монголии и Кубе показали, что дети из многодетных семей намного чаще дают альтруистические реакции. Это объясняется тем, что в многодетной семье ребенок видит и ощущает не только поток внимания и заботы по отношению к себе, но и то, что братья и сестры заботятся друг о друге и о родителях. Дети быстрее схватывают формы поведения старших братьев и сестер, они привыкают делать очень многое, заботясь о всех членах семьи. Эти дети рано включаются в посильную трудовую деятельность, уровень ответственности у них намного выше.
2. Трудности социального характера.
Если ребенок находится в разных системах воспитания (родительская семья, детский сад, прародительская семья) то выполняет требования той системы, которая менее жестка. До определенного возраста ребенок выбирает самый «мягкий» путь.
3. Трудности этического характера.
В дошкольном и младшем школьном возрасте дети ориентированы на поведение взрослых. И в этом раннем возрасте ребенок открывает для себя: взрослый может говорить одно, а делать другое. Ребенок быстро усваивает эту возможность, причем он склонен подражать не словам, а действиям.
4. Трудности психологического характера.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста одной из ведущих является потребность в признании со стороны взрослого. Ради нее в присутствии взрослого все его требования ребенок старается выполнять. Ориентируясь на признание взрослого, ребенок не осознает нравственные требования как ценные сами по себе.
Вторая сторона психологической проблемы – невыгодность нравственного поведения.
Самый прямой и простой путь формирования нравственности – это работа взрослого над собой, над развитием своей личности, своей души. Все другие способы – вторичны, однако и они могут внести свою лепту в душу ребенка.
И один из таких вторичных способов – развитие рефлексивных структур в сознании ребенка. Рефлексия – это способность осознать и оценить свое поведение. Это очень ценное качество. Как отмечал Бруно Беттельхейм: если Вы не можете поступать как должно, если не хватает воли не совершать какой-то поступок, то для сохранения в себе Человека очень значимо хотя бы оценить насколько плохо то, что ты сейчас делаешь, насколько этим поступком Вы теряете или предаете что-то в себе.
Одна из трудностей формирования нравственного сознания состоит в том, что ребенок не умеет оценивать себя, свое поведение. Он может осознать себя как деятель (внимательный – невнимательный, красиво пишу – некрасиво), но механизма оценки себя как личности у детей нет лет до 12, у некоторых и много позже. А этот механизм и лежит в основе нравственного поведения.
Один из способов развития рефлексивных структур у детей дошкольного и младшего школьного возраста – формирование самооценки ребенка через сравнение себя с литературным персонажем.
Когда мы говорим о нравственном поведении, мы вынуждены применять оценочные критерии. Это едва ли не единичный случай правильного применения оценочных критериев. При этом мы оцениваем не человека, а сам поступок, который можно всегда определить в категориях «добро – зло». Причем каждый человек, и ребенок тоже, так или иначе, соотносит свое поведение с этими эталонами.
Однако детям трудно соотнести свои поступки с отрицательным полюсом. Если ребенок и соотносит себя с эталоном, то часто это делается формально. Совершая несправедливость, он находит для себя оправдание. Проблема заключается в том, чтобы при оценке поведения создать у ребенка переживание плохого поступка.
Чем конкретнее норма, тем легче ей следовать. У Достоевского: «… он считал себя честным человеком, так как он никогда не возьмет денег со стола в чужом доме». Поэтому есть такое направление работы по развитию нравственного сознания: конкретизация норм. Например, анализируя сказку «Золотой ключик», дети приходят к выводу, что Буратино хороший, а Карабас Барабас плохой. И, когда после этого ребенок должен соотнести какой-то свой конкретный поступок с тем: «я поступил как Буратино или как Карабас» – наступает сильнейшая эмоциональная разрядка. Ребенок осознаетто, что он сделал. В подобной ситуации ребенок уже не повторяет негативного поведения.
Классическая детская литература дает богатейший материал для совместного проживания ребенком со взрослым образов героев и формирования с раннего возраста у детей действенных регуляторов поведения, помогающих им ориентироваться в таком неоднозначном мире.
Кроме этого вторичного способа формирования нравственного сознания, поведения есть и другие: создание ситуаций нравственного выбора, эмоциональное заражение, использование положительной предвосхищающей оценки, снятие контроля над поведением ребенка, приобщение ребенка к мировой культуре, к истории человечества и т.д.
Однако основным подходом при воспитании ребенка все же остается работа над собой воспитателя: «Спаси себя самого и вокруг тебя спасутся тысячи».