ЛФК при язвенной болезни желудка и

Двенадцатиперстной кишки

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - локальный дефект слизистой оболочки желудка (иногда с захватом подслизистого слоя) и или двенадцатиперстной кишки, образую-щийся под действием кислоты, пепсина и желчи и вызывающий на этом участке трофические нарушения.

Язва заживает с образованием рубца.

Показаниями к назначению средств ЛФК служит язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в период стихания обострения и в период ремиссии.

Противопоказания:

· болевой синдром;

· кровотечения из язвы;

· пенетрирующая язва (проникновение язвы в рядом расположенные органы и ткани);

· острые перивисцериты (спаечный процесс, который развивается при язвенной болезни между желудком или двенадцатиперстной кишкой и соседними органами (поджелудочной железой, печенью, желчным пузырем);

· перигастриты (воспаление брюшины, покрывающей желудок);

· перидуодениты (воспаление брюшины, покрывающей двенадцатиперстную кишку);

· общие противопоказания при ЛФК.

Средства ЛФК: физические упражнения, подвижные игры, массаж.

Начальный период курса лечения

Задачи ЛФК:

· полная ликвидация болевого синдрома;

· устранение диспепсических расстройств со стороны кишечника;

· нормализация психоэмоциональной сферы ребенка (создание положительного эмоционального фона).

В методике лечебной гимнастики физические упражнения назна-чаются спустя 2—5 дней после прекращения острой боли, выпол­няются:

1) активные упражнения для конечностей с ограниченной ампли­тудой движений и небольшим количеством повторений,

2) упражнения в расслаблении,

3) статические дыхательные упражнения без максимальной амплитуды движений диафрагмы.

Исходные положения — лежа на спине и боку. Темп выполнения упражнений — медленный и средний. Занятие Л Г проводится инди­видуально в пределах постельного режима. Нагрузка ниже средней интенсивности (ЧСС до 120 уд./мин), длительность занятия — 10-12 ми­нут.

Время проведения специального занятия, а также комплексов для самостоятельного выполнения больным выбирается с учетом характера секреторных нарушений.

Для улучшения эмоционального фона возможно использование в занятии игр малой подвижности (на внимание и координацию движе­ний) из исходного положения лежа или полулежа.

В классическом массаже используется поглаживающий массаж передней брюшной стенки (круговое поглаживание ладонной поверхно­стью кисти и пальцев) в исходном положении больного лежа на спине с валиком под коленными суставами, длительность сеанса — 3—5 минут через день или ежедневно.

Массаж проводится до и после занятия по лечебной гимнастике.

Период ремиссии

Специальные задачи ЛФК:

· нормализация основных нервных процессов;

· восстановление нарушенных кортико-висцеральных связей;

· нормализация секреторной функции желудка и двенадцатиперстной кишки;

· способствование рубцеванию язвы (за счет улучшения кровоснабжения и кровообращения в области желудка и двенадцатиперстной кишки);

· нормализация моторной функции желудочно-кишечного тракта.
Общие задачи ЛФК:

· повышение неспецифической сопротивляемости организма;

· нормализация функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

· адаптация к возрастающей физической нагрузке;

· предупреждение задержки развития двигательных навыков и фи­зических качеств, образование новых в соответствии с уровнем развития;

· создание положительного эмоционального фона.

При стихании острых явлений и переводе ребенка на палатный режим происходит постепенное увеличение нагрузки за счет:

· изменения исходных положений при проведении физических упражнений (ребенок последовательно осваивает положения полусидя, сидя, стоя);

· увеличения длительности занятия и других форм ЛФК;

· изменения (расширения) подбора упражнений.

В методике лечебной гимнастики используют:

1) общеразвивающие упражнения из различных исходных положений с увеличивающимся числом повторе­ний,

2) упражнения для мышц брюшного пресса без напряжения, с небольшим количеством по­вторений, избегая неприятных ощущений со стороны больного ребенка, из облегчающих исходных положений,

3) дыхательные упражнения (в диафрагмальном дыхании) проводятся без ограничения амплитуды движений,

4) упражнения для конечностей выполняются по ограниченной амплитуде движений, исключаются упражнения с подъемом рук выше уровня плеч, полные разгибания туловища, повороты и наклоны в стороны, подъем и отведение прямых ног, так как при этом может возникнуть значительное повышение внутрибрюшного давления.

Темп выполнения упражнений медленный и средний, движения плавные, без рывков. Переход в и. п. сидя, стоя проводится без значительного напря­жения мышц брюшного пресса (например, через положение на четве­реньках).

Формы ЛФК: утренняя гимнастика, специальное занятие, индиви­дуальные назначения для самостоятельного выполнения.

Специальное занятие проводится в виде малогруппового. Дли­тельность их увеличивается до 15-20 минут. В режиме дня желательны утренняя гимнастика и самостоятельно выполняемые назначения по ЛГ (1-2 раза в день).

Обязательно проведение врачебно-педагогических наблюдений с измерением ЧСС и оценкой реакции больного ребенка на каждое вновь вводимое в занятие упражнение, новое и. п.

Применяется классический поглаживающий массаж передней брюш­ной стенки, который сочетается с занятием ЛГ.

В период полной клинико-лабораторной ремиссии происходит даль­нейшее постепенное возрастание интенсивности нагрузки до среднего уровня (ЧСС до 140—150уд./мин) за счет включения общеразвивающих упражнений для средних мышечных групп в возрастающей дозировке, игр средней подвижности без резких колебаний и сотрясений туловища, упражнений в основных движениях (простая и усложненная ходьба, метание).

В санаторных условиях возможен постепенный ввод упраж-нений спортивного характера (лыжи, плавание, ближний туризм), позволя­ющих повысить эмоциональный фон больных, восстановить нормальную адаптацию к физической нагрузке.

В качестве специальных упражнений в этот период используются:

· упражнения для мышц брюшного пресса (без резкого повышения внутрибрюшного давления), вначале проводится исключение упраж­нений для прямых мышц живота, затем — для косых и поперечных и в последнюю очередь — для мышц задней стенки брюшной по­лости;

· дыхательные упражнения (статические) с акцентом на диафрагмальное дыхание.

Формы ЛФК: утренняя гимнастика, специальное занятие, инди­видуальные назначения для самостоятельного выполнения, элементы ЛФК в режиме дня.

Время проведения специального занятия по ЛГ зависит от секретор­ной функции желудка. Длительность занятия колеблется от 15-20 минут для детей дошкольного возраста до 20-30 минут для школьников.

Для оценки эффективности применения средств ЛФК применяются: динамика жалоб больного, данные объективного осмотра, специальных исследований (рентгенография желудка, ультразвуковое исследование, фиброгастроскопия и т. д.), лабораторных показателей (реакция на скрытую кровь в кале, желудочное и дуоденальное фракционное зонди­рование, анализ крови, копрограмма и т. д.).

Успешное развитие общих задач ЛФК определяется по данным динамики функциональных показа­телей кардиореспираторной системы, динамике показателя физической работоспособности по тесту PWC170, наличию двигательных навыков и физических качеств исходя из возрастно-половых нормативов.

ЛФК при холециститах и

Наши рекомендации