Анализ ситуации, выявление потребности в изменениях.

В последние годы, как отмечает Н.Ежкова, становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность. На фоне таких нарушений возникают так называемые «вторичные отклонения», которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т. д.

В дошкольном периоде появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «Я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых ценностей и нравственных критериев. Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. В то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка осуществляется в дошкольном возрасте посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы рассматривается в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной сфере обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Развитие эмоциональной сферы ребенка – задача, найти решение которой возможно только общими усилиями психологов, педагогов и родителей.

В настоящее время Забайкальском крае происходят весомые сдвиги в дошкольном образовании: вводятся новые дошкольные образовательные учреждения, идет апробация ФГОС дошкольного образования. На августовской педагогической конференции «Модернизация системы образования г. Читы: от создания условий к эффективному результату» актуальной проблемой было выявлено необходимость подготовки педагогов ДОУ для работы в условиях ФГОС дошкольного образования.

Современное общество пересматривает свое отношение к детям инвалидам. Совместное воспитание нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях общего типа - это относительно новое явление в образовании. Дети с особенностями в развитии нуждаются в помощи и поддержке. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома сидящими у окна и наблюдающими за сверстниками.

Еще Л.С.Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он отмечал, что при всех своих достоинствах специальная школа имеет один существенный недостаток: она замыкает слепого, глухого или умственно-отсталого ребенка в узкий круг дошкольного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа, вместо того чтобы выводить ребенка из изолированного мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции.

Поэтому Л.С.Выготский считал, что задача воспитания ребенка с нарушением развития заключается в его интеграции в жизнь и в компенсации его недостатков. Причем компенсацию ученый понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими дефектами, сколько с их социальными последствиями.

Ковенция о правах инвалидов (2006) — это первый акт человека в этом тысячелетии и первый обязательный международный правовой акт всеобъемлющего характера, который касается прав инвалидов. В статье 24 Конвенции говорится : «Государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования».

Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями (ОВЗ) в жизнь группы (класса).

В ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г.) отмечается:

«Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушения развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Учитывая эту потребность современного общества в социализации детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся детей, Комитет образования г. Читы в сентябре 2006 года принял решение о создании интегрированных групп на базе нашего дошкольного образовательного учреждения № 53.

И мы перешли на интегрированное воспитание и обучение детей. В шести группах детского сада воспитываются вместе пять детей с особыми образовательными потребностями (дети с умственной отсталостью) и остальные дети с нормой. Целью нашего ДОУ является: адаптация, социализация и развитие детей с особыми образовательными потребностями в обстановке интегрированного детского сада.

В целях повышения эффективности образовательного процесса возникла необходимость искать такие формы работы, которые были бы приемлемы сразу для всех детей детского сада. Одна из форм работы, которую мы выбрали это проект по развитию и коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников средствами музыкального искусства.

Знакомство с данными эмоциями будет проходить в проекте в тесной связи с музыкой.

У А.Л. Готсдинера в книге «Музыкальной психологии» говорится: «… Музыкальность выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее.

Основным признаком музыкальности Б.М. Теплов считал способность переживания музыки «как выражения некоторого содержания», центром которой является «эмоциональная отзывчивость на музыку». Однако полноценное переживание музыки требует и достаточно дифференцированного восприятия музыкальной ткани, указывает далее Теплов, в противном случае восприятие будет приблизительным, неопределенным и расплывчатым. Эти две стороны – эмоциональная и слуховая – образуют взаимозависимое единство, так как взятые в отдельности лишают музыкальное восприятие и переживание музыки предметной определенности и содержательности…

Музыкальность человека, подчеркивал Теплов, «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». [5]

Все исследователи, которые когда-либо анализировали структуру музыкальности, при всем различии взглядов на неё сходились только в одном: эмоциональная отзывчивость на музыку являлась её главным показателем. Если «музыка – модель человеческих эмоций» (В.В. Медушевский), если она отражает наши «чувства, эмоции, настроения» (Б.М. Теплов), то, естественно, умение слышать их в музыке и откликнуться на них и является определяющим моментом музыкальности.

Если человек, не обладающий хорошим музыкальным слухом, чувством музыкального ритма или другими музыкальными способностями, любит музыку, чувствует её, стремится слушать, заниматься ею, значит он музыкален». (Об этом замечательно пишет Б.М. Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей»).

Эмоциональная отзывчивость на музыку, в отличие других музыкальных способностей, к сожалению, не поддается ни точной фиксации ни точному определению в эксперименте. Мы можем судить о ней, наблюдая за ребенком в музыкально-театральной деятельности, когда он слушает музыку, воссоздаёт образ музыкального произведения в движении, пении, игре на музыкальном инструменте. Мимика, положение и движение тела, время, в течение которого ребёнок слушает музыку, и конечно, степень выразительности её исполнения позволяет судить об эмоциональной отзывчивости на музыку.[41]

Новизнанашего проекта заключается в том, что в ней используется тесная связь с музыкой в условиях интегрированных подгупп детского сада комбинированного вида, где наряду с детьми с нормой воспитываются дети с с ОВЗ (с интеллектуальной недостаточностью).

В проект коррекционной развивающей деятельности включены разделы из музыкальных занятий. Это слушание музыки, музыкально-ритмические движения, музыкальные этюды, дидактические игры, песни, танцы, игра на детских музыкальных инструментах. Вход и ритуал прощания выполняются под музыкальное сопровождение. Издавна считалось, что именно музыка оказывает огромное влияние на чувства человека, ребёнка. Например, слушание «Колыбельной», укачивание куклы Кати спать под спокойный, нежный характер песни поможет пережить ребенку те чувства, которые переживают дети, когда их укладывают спать любящие мамы, папы, бабушки, дедушки. Музыкальные этюды помогут развить творческое воображение ребенка. Музыкально-ритмические движения - умение передачи эмоций через пластику движения тела. Исполнение песен заставляет прочувствовать характер мелодии, передать настроение и тем самым пережить его, развивает умение слышать и слушать своего соседа. Музыкальные дидактические игры учат детей различать радость и грусть.

Эмоциональная отзывчивость на музыку одна из важнейших музыкальных способностей, связанная с воспитанием доброты, умения сочувствовать другому человеку.

Наши рекомендации