Схема анализа логопедического занятия
Ф.И.О. логопеда _______________________________________________________________
Город (район) ___________________ ДОУ ___________________ дата _________________
Этап работы___________________________________________________________________
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема_________
Возраст, количество детей_______________________________________________________
Анализирующий_______________________________________________________________
Цель посещения_______________________________________________________________
1. Анализ целей занятия
Ø соответствие целей занятия особенностям учебного материала;
Ø место данного занятия в системе занятий по теме;
Ø место данной темы в общей системе логопедической работы;
Ø уровень подготовленности группы (ребенка);
Ø постановка и доведение целей занятия до детей, (ребенка).
2. Степень достижения целей занятия
Ø образовательной;
Ø коррекционно-развивающей;
Ø воспитательной.
3. Анализ структуры и организации занятия
Ø соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры;
Ø логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;
Ø четкость перехода от одного этапа к другому;
Ø продолжительность занятия и целесообразность распределения времени между этапами занятия;
Ø рациональность выбора форм обучения;
Ø наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;
Ø соответствие фактического хода занятия запланированному;
Ø отступления от конспекта, их причины;
Ø оборудование занятия;
Ø рациональная организация работы логопеда, реализация дидактических принципов обучения – от простого к сложному.
4. Анализ содержания занятия
Ø соответствие содержания занятия требованиям государственных программ, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей;
Ø полнота, достоверность доступность изложения;
Ø степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия;
Ø связь занятия с жизнью;
Ø подведение детей к восприятию новых знаний;
Ø формирование новых понятий;
Ø актуализация опорных знаний;
Ø организация самостоятельной работы детей;
Ø характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей);
Ø инструкции и помощь логопеда;
Ø степень усвоения нового материала (эффективность);
Ø согласованность данного занятия с предыдущим обучением и связь с последующим;
Ø повторение (организация, формы приемы, объем);
Ø подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).
5. Оценка коррекционной направленности занятия
Ø развитие понимания речи;
Ø воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности;
Ø формирование практических навыков словообразования и слово изменения;
Ø формирование правильного произношения звуков;
Ø развитие фонематического слуха и восприятия;
Ø закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
Ø контроль за внятностью и выразительностью речи;
Ø подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
Ø обучение самостоятельному высказыванию;
Ø усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении;
Ø включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
Ø упражнения на развитие высших психических функций;
Ø упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
6. Анализ методики проведения занятия
Ø определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения;
Ø соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);
Ø разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;
Ø эмоциональность подачи материала;
Ø доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;
Ø эффективность использования наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала, ТСО;
Ø оценка методической вооруженности и педагогической техники логопеда.
7. Анализ работы и поведения детей на занятии
Ø общая оценка работы группы (ребенка);
Ø внимание и прилежание в начале занятия и на его основных этапах;
Ø интерес к занятию;
Ø активность детей (ребенка);
Ø формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков;
Ø выполнение единых требований;
Ø индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
Ø качество выполнения заданий, умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях и степень овладения практическими навыками;
Ø глубина, осознанность и прочность знаний;
Ø умение детей применять знания в различных ситуациях;
Ø степень овладения практическими навыками;
Ø характер проверки знаний детей логопедом;
Ø работа над ошибочными ответами.
8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия
Ø температурный режим;
Ø физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
Ø освещение;
Ø предупреждение утомления и переутомления;
Ø смена видов деятельности;
Ø своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
Ø соблюдение правильной рабочей позы;
Ø соответствие мебели росту ребенка;
Ø создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;
Ø посильность нагрузки речевого и дидактического материала;
Ø целесообразное ослабление напряженности в конце занятия.
9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленных проверяющим
10. Результаты занятия
Ø оптимальность обучающих действий логопеда;
Ø достижение целей, задач занятия;
Ø качество знаний, умений, навыков, полученных детьми;
Ø тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе в целом.
11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов
12. Недостатки занятия
Ø диагностика причин;
Ø предложения по их устранению.
13. Личность логопеда
Ø собранность и внимательность логопеда на занятии;
Ø самообладание и самоорганизация;
Ø стиль и тон в работе;
Ø речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);
Ø соотношение речи логопеда и детей (ребенка);
Ø доброжелательное отношение к детям;
Ø соблюдение норм педагогической этики;
Ø мастерство педагогического общения;
Ø знание материала занятия.
14. Общие выводы и предложения
__________________________
15.Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений
__________________________