Меры для дополнения программ поддержки развития социально ориентированных некоммерческих организаций

При дополнении региональных программ целесообразно руководствоваться Методическими материалами Минэкономразвития России по разработке региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций[3],
а также на Методические материалы по разработке комплексного плана субъекта Российской Федерации по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность
в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, направленные в субъекты Российской Федерации письмом Минэкономразвития России от 1 июля 2016 г. № 19657-ОФ/Д04и.

В программы по поддержке и развитию социально ориентированных некоммерческих организаций рекомендуется включать мероприятия по оказанию финансовой поддержки СОНКО путем предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с указанными выше Методическими материалами.

Такие субсидии могут предоставляться, прежде всего, на реализацию общественно значимых программ (проектов) социально ориентированных НКО, через частичное возмещение затрат при условии софинансирования программы (проекта). Также за счет средств могут финансироваться закупки оборудования, товаров, работ, услуг, расходы по арендной плате за аренду нежилых помещений; затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО, а также другие расходы, связанные с функционированием и развитием организации.

Порядок может предусматривать требования к собственному вкладу социально ориентированных НКО в осуществление финансируемой за счет субсидии деятельности. Такой вклад может включать денежную оценку используемого имущества и труда добровольцев, целевые поступления из других источников.

Имущественную поддержку социально ориентированных НКО рекомендуется осуществлять следующими способами:

- передача социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества (за исключением земельных участков), не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы);

- установление для социально ориентированных некоммерческих организаций льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

- закрепление государственного или муниципального имущества на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением, созданным для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, для последующего предоставления такого имущества в пользование указанным организациям как для осуществления постоянной деятельности, так и для проведения отдельных мероприятий (в соответствующих случаях - с согласия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления);

- учреждение субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием автономной некоммерческой организацией («ресурсного центра») на основе имущественного взноса для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе путем предоставления имущества в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы) как на краткосрочной, так и на долгосрочной основе.

Меры налоговой поддержки

В целях стимулирования увеличения масштабов услуг в социальной сфере, предоставляемых негосударственными организациями субъектам Российской Федерации рекомендуется:

для негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в социальной сфере использовать возможности снижения ставки налога на прибыль организаций, а также налога на имущество юридических лиц;

для негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в социальной сфере и применяющих упрощенную систему налогообложения, устанавливать пониженную налоговую ставку в пределах от 1 до 6 процентов в соответствии с п.1 статьи 346.20 Налогового Кодека Российской Федерации.

Рекомендуется включить в государственную программу предоставление на регулярной основе методической и консультационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, а также поддержку подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников и добровольцев, предоставления услуг центров бухгалтерского и юридического обслуживания.

Важнейшим каналом методической и консультационной поддержки является создание и поддержка ресурсных центров поддержки СОНКО в соответствии с Методическими материалами Минэкономразвития России о формировании и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ресурсных центров поддержки СОНКО (письмо Минэкономразвития от 30 сентября 2016 г. № 29850-ОФ/ДО1и).

Предоставление информационной поддержки рекомендуется проводить путем проведения мероприятий, направленных на пропаганду и популяризацию деятельности СОНКО, в том числе:

- создание информационного портала в сети Интернет, на котором возможно размещение информации органами государственной власти или органами местного самоуправления о формах, видах, условиях и порядке предоставления поддержки социально ориентированным НКО; о реализации региональных и муниципальных программ поддержки социально ориентированных НКО;
о социально ориентированных НКО, получающих государственную (муниципальную) поддержку, а также о целях, ходе и результатах общественно значимых (социальных) программ социально ориентированных НКО, на реализацию которых предоставлены субсидии), а также размещение самими социально ориентированными НКО информации о своей деятельности;

- публикацию информации о социально ориентированных НКО о своей деятельности, в том числе анонсы мероприятий, пресс-релизы и другой информации на сетевых ресурсах органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, и в СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, либо которые получают субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета;

- содействие в распространении социальной рекламы либо в формате государственного (муниципального) задания для СМИ, существующих в форме государственных (муниципальных) учреждений, либо в формате поддержки средств массовой информации в обмен на обязательства по размещению социальной рекламы;

- организация и проведение конкурсов журналистских работ по теме СОНКО и участия СОНКО в оказании социальных услуг;

- проведение информационных кампаний по участию СОНКО в оказании услуг в социальной сфере, в социальном предпринимательстве.

Меры по информационной поддержке социально ориентированных НКО, а также по поддержке их участия в оказании услуг в социальной сфере могут быть включены в государственную программу субъекта Российской Федерации по развитию информационного общества (при наличии таковой).

Наши рекомендации