Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

При подготовке к вопросу о педагогическом наблюдении, необходимо уметь дать общую характеристику этому педагогическому действию, выработать умения организации педагогического наблюдения, при этом полезно наметить объекты наблюдения, угловые сектора, зоны дальности (рассадку обучающихся в аудитории - кто впереди, кто «на галерке», по углам, кто с кем, наметить отдельных обучающихся, которые представляют особый интерес в данное время). Необходимо иметь ввиду условия - освещенность, видимость для всех обучающихся демонстрируемых преподавателем средств наглядности, слышимость голоса преподавателя в задних рядах; поведение аудитории, усвоение слушателями учебного материала, перемены в сравнении с предыдущими занятия­ми, а также самонаблюдение за внешним видом, жестикуляцией, голосом, выразительностью речи, ее темпом, дидактичностью изло­жения содержания.

При изучении вопроса педагогический анализ в воспитательной деятельности ОВД уметь давать определение понятия анализа как разложение целого на части, который неразрывно связан с синтезом - уяснением того, как целое складывается из частей и как происходит их взаимодействие в рамках целого.

Необходимо обратить особое внимание на такие приемы педагогического анализа как:

Прием теоретико-методологического подхода к определению пред­мета и плана педагогического анализа,

Прием системно-структурного анализа,

Прием содержательно-функционального анализа,

а также соответствующие этим приемам правила:

Правило выявления связи решаемой задачи, испытываемой жиз­ненной, учебной, профессиональной и других трудностей, проблем с пе­дагогикой,

Правило разработки гипотезы проблемы и ее решения,

Правило разработки плана педагогического анализа,

Правило анализа микроструктуры проблемы

Правило анализа макроструктуры

Правило детальной педагогической проработки структуры проблемы,

Правило педагогической идентификации реальностей проблемы,

Правило сбора, анализа и оценки фактов, характеризующих каче­ственное состояние педагогической проблемы и ее составляющих,

Правило прослеживания функциональных зависимостей

При изучении вопроса педагогических решений в воспитательной деятельности ОВД необходимо обратить внимание на приемы, которые обеспечивают достижение необходимого результата:

Первый прием и его подготовка в приня­тии решения - выделение педагогической проблемы, ее изу­чение, уяснение, определение цели ее решения.

Обратить особое внимание на разработку вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них, которая содержит несколько правил:

Правило разработки нескольких вариантов педагогического решения,

Правило сравнения вариантов решений,

Правило последовательного отбора одного, лучшего, варианта педа­гогического решения,

При изучения вопроса детальная проработка избранного варианта педагогического решения, также нужно уделять внимание специальным правилам:

Правило четкого определения цели и задач принимаемого решения.

Правило проработки организации исполнения принятого педагоги­ческого решения.

Педагогическая техника начинается с владения словом, речью. Возможности человека пользоваться словом связаны с богатством словарного запаса, с точным словоупотреблением. Технические умения высокой культуры речи: правильное произношение и ударение, отсутствие слов-паразитов, изложение мыслей ясно и логично, использование выразительных возможностей речи. Речь сопровождается комплексом невербальных средств, которые достаточно информативны, если уметь их правильно оценивать.

Особенно цениться искусство выражения мыслей (риторика), которая имеет свои технические правила, на них надо обратить особое внимание.

Специфика педагогического общения определяется педагогическими целями, содержанием и средствами. Оно обладает особыми свойствами: педагогической направленностью, тактичностью, гуманистичностью, речевой культурой и др.

Особое внимание следует обратить на технику педагогического общения, ориентированную на достижение триединой задачи (обучение, воспитание, развитие). Важная роль принадлежит умению устанавливать педагогический контакт, для чего важно умение вести диалог, слушать, соблюдать тактичность. Выделяют четыре стадии в структуре педагогического контакта.

Правоохранительная деятельность протекает во взаимодействии сотрудников и специалистов разных служб с гражданами. Техника взаимодействия многоаспектна и ориентирована на повышение профессиональных результатов и одновременно педагогического эффекта. Она складывается их следующих приемов: педагогического поведения, педагогического общения и взаимоотношений, педагогического воздействия. Использование этих приемов требует сдержанности, терпеливости, настойчивости.

Педагогическая требовательность отличается особыми признаками: гуманностью, целесообразностью, понятностью, справедливостью, систематичностью, индивидуализированостью, вниманием к людям, уважением к человеческому достоинству, щадящим характером. Она должна быть минимально принудительной. Существуют четыре формы ее реализации: приказ, указание, совет, просьба. Она должна сочетаться с другими методами, должна быть ровной и высокой с самого начала.

Наши рекомендации