Классификация методов активного обучения
Существует различное количество классификаций методов активного обучения. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки:
источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);
методы логики (аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные методы обучения);
тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения);
уровень познавательной самостоятельности студентов (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);
уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);
дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);
вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.
Вклад в разработку классификации активных методов обучения внесли Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн, Н.В.Бурков, А.А.Вербицкий, С.Р.Гидрович, Р.Ф.Жуков, В.М.Ефимов, Л.Н.Иваненко, В.Ф. Комаров, А.Л.Лившиц, В.И.Маршев, Ю.М.Порховник, В.И.Рыбальский.
Преимущество активных методов обучения прямо зависит от умелого подбора и использования разнообразных, наиболее адекватных тематике и ситуации методов обучения, а также от активизации всего учебного процесса. Методы обучения многообразны: лекции; доклады, семинарские занятия; индивидуальные беседы; практические упражнения (практикумы); работа в команде; опрос экспертов; тесты; ролевые и плановые игры; методы конкретной ситуации, в том числе кейсы; «круглые столы» с участием специалистов (дискуссии на трибуне); дискуссии через опрос мнений участников; консультирование экспертами; модульное обучение, при котором учебный материал подается комплексно, в единстве теории и практики, и поэтапно; компьютерный и другой тренинг и т.д.
Выбор методов обучения обусловлен, прежде всего. содержанием учебного материала и целями обучения, которые применительно к управленческим дисциплинам отличаются тем, что предполагают не только приобретение знаний, но и формирование умений и навыков, необходимых в практической работе. Поэтому в процессе обучения управлению персоналом пригодны в первую очередь те методы, при которых студенты (слушатели) идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения.
Как отмечает Х.-Е Майхнер, при преимущественно пассивном восприятии информации обучаемые сохраняют в памяти
• 10% того, что читают,
• 20% того, что слышат,
• 30% того, что видят,
• 50% того, что слышат и видят.
В то же время при активном восприятии информации они удерживают в памяти
• 80% того, что говорили сами,
• 90% того, что делали сами.
Эти данные подтверждают и другие авторы. Так, согласно Г. Майеру, через 72 часа (трое суток) после получения сведений в памяти слушателя остается при аудиовосприятии (услышал) примерно 10% информации; при визуальном (увидел) — 20%; при аудиовизуальном (услышал и увидел) — 50%; при аудиовизуальном восприятии и обсуждении — 70%; при аудиовизуальном восприятии, обсуждении и при наличии возможности практического приложения — 90%'.
Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствуют его идентификации, реализации в повседневной жизни. Это подтвердили эксперименты известного американского психолога К. Левина. Оказалось, что при восприятии информации о том, что лучше давать пить детям (апельсиновый сок или свежее молоко), лишь 15% матерей следовали совету в том случае, если они просто прослушали лекцию (преимущественно пассивный метод), и45% — если они обсуждали этот вопрос в групповой дискуссии (преимущественно активный метод).