Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения специального курса.

Развитие осязания и мелкой моторики рук

Авторы: Л.П. Григорьева

(УМК система учебников «Школа России»)

Пояснительная записка.

Рабочая программа специального курса «Развитие осязания и мелкой моторики руки» для детей с нарушением зрения 2 «А» класса ГС(К)ОУ г. Петровск-Забайкальска на 2015-2016 учебный год разработана на основе: Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования обучающихся с нарушением зрения, авторской программы Л. П. Григорьевой. Сенсорное развитие ребенка с нарушением зрения значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Так ребенка с нарушением зрения следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик с нарушением зрения должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложилисьисторически, - сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свой­ства предметов, сравнивать их, обобщать.

Необходимой предпосылкой познавательного развития детей с нарушением зрения является целенаправленная коррекционно-развивающая деятельность по формированию и обогащению чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, осязательного (умения видеть, слышать, осязать и т.д.). Усвоение сенсорных эталонов - системы геометричес­ких форм, величины, цветового спект­ра и предусматривает данная программа.

Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению слабовидящего ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализи­рованном и дифференцированном подходе к слабовидящим детям в процессе реализации адаптированной программы специального курса «Развитие осязания и мелкой моторики руки» для детей с нарушением зрения. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для ста­новления многих психических процессов. Работы В.М. Бех­терева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Ано­хина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направ­лена от движения к мышлению, а не наоборот.

В проблеме социальной реабилитации детей с нарушенным зрением важную роль играет компенсация отставаний в развитии. Для решения теоретических и практических задач коррекции нарушенных форм познания окружающего мира возникла необходимость создания системы компенсации и развития восприятия в процессе школьного обучения. В школах для этого должны быть созданы оптимальные условия.

В связи с нарушением или потерей зрения у детей наблюдаются некоторые дефекты функционального развития. В частности, страдает формирование мелкой моторики и микроориентировка в пространстве (на рабочем столе, в каком-либо месте в классе). У многих детей с нарушением зрения - низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.

Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие этого мышцы рук у многих слепых и слабовидящих детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся.

Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Среди детей с нарушением зрения часто отмечают две крайности:

- одни дети в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию;

- другие, как правило, дети с очень низкой остротой зрения опираются,

в основном, на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение.

В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.

Указанные отклонения у детей с нарушением зрения могут быть скоррегированы в процессе формирования у них навыков рационального взаимодействия осязания, имеющегося зрения и других сохранных анализаторов.

Современные достижения офтальмологии, физиологии и психологии коренным образом меняют понимание и подход к решению этой проблемы.

Цель программы – разработка активного, целенаправленного курса по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умения и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучения их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Задачи:

Укрепление кистей рук и пальцев.

Развитие глазомера и координации (глаз – рука).

Освоение мелких движений.

Развитие осязания.

Основные направления:

- обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;

- формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений;

- развитие глазомера, координации глаз и рук;

- обучение умению целенаправленно управлять движениями своих рук в учебной деятельности, в бытовых ситуациях

- обучение: способам дифференцировки предметов по температурному и болевому признаку (холодный, теплый, колючий, острый); поверхностей (гладкая, мягкая, шероховатая);сопряженным движениям рук на плоскости (вверх – вниз, влево – вправо) – одной и двумя руками; нахождению предмета на плоскости по указанию педагога;

- формирование и развитие приемов активного осязания (выделение ведущей руки и действий двумя руками сразу на уровне узнавания);

- развитие навыков самообслуживания;

- развитие ручной деятельности.

Основной организационной формой обучения являются занятия в подгруппах, которые комплектуются с учетом состояния зрения, уровня ручной умелости, а также поставленных задач. Занятия обязательны и проводятся один раз в неделю.

Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук разных видов предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия.

К таким видам деятельности относятся следующие: обследование предметов, занятия аппликацией, игры с мозаикой, конструирование, лепка, различные виды плетения, сортировка мелких предметов, чтение рельефных рисунков, обучение элементам рисования, работа со счетными палочками и т.п.

Место курса в учебном плане.

В соответствии с базисным учебным планом реализация рабочей программы специального курса «Развитие осязания и мелкой моторики руки» для слабовидящих детей отведено 1 час в неделю (34 часа в год).


Ценностные ориентиры содержания специального курса:

Понимание значимости осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук в жизнедеятельности для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

Осознание роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации

Повышение уровня развития тактильной чувствительности и моторики рук в учебной деятельности.

Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения , обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с нарушением зрения (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

Возможность освоения обучающимися с нарушением зрения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Младшие школьники приобретают навыки тактильной чувствительности. Происходит накопление чувственного опыта.

Повышается уровень развития ручной умелости и острота зрения.

Совершенствуется координация рук под зрительным и осязательным контролем.

Совершенствуется предметно-практическая деятельность, ориентировка в пространстве, самостоятельность в быту.

Обучаются более точно воспринимать предметы и пространство.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения специального курса.

Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся с нарушением зрения к саморазвитию. Форсированность мотивации к обучению и познанию. Индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающихся с нарушением зрения , включающие: овладение «жизненной компетенцией». Обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся с нарушением зрения, социальные компетенции, личностные качества;

• Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

• Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося с нарушением зрения, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

• сформированность внутренней позиции обучающегося с нарушением зрения, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося с нарушением зрения к образовательному учреждению;

• ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

• формирование основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

• формирование мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

• формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися с нарушением зрения универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

• активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира:

• Развитие зрительных функций для адекватного восприятия основных свойств предметов;

• Развитие восприятия простых изображений, количественных и пространственных соотношений;

• Развитие восприятия сложных сюжетных рисунков;

• Накопление и обогащение запаса зрительных представлений;

• Развитие способности использования накопленных представлений в различных видах предметно-практической деятельности;

• Расширение знаний о возможностях сохранения и развития нарушенного зрения; формирование навыков рационального использования зрения с учетом его охраны.

Содержание специального курса «Развитие осязания и мелкой моторики».

Наши рекомендации