Час – самостоятельная работа студентов
Тема № 1
Русский язык как предмет преподавания в начальной школе. Разделы языкознания. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Характеристика разделов МРЯ. Связь русского языка и методики его преподавания в начальных классах с другими науками.
1.Вступительное слово преподавателя о междисциплинарном курсе «Русский язык с методикой преподавания»; об организации деятельности на занятиях; комментарий ТК.
2. Объявление темы занятия (5 подтем), совместное (по возможности) целеполагание.
Цель: составить обобщающую таблицу «Характеристика разделов МРЯ», чтобы увидеть перспективу изучения междисциплинарного курса.
Час – учебный диалог
Задание №1: Проанализируйте толкование ключевых слов в названии первой подтемы «Русский язык как предмет преподавания в начальной школе». Напишите, как Вы понимаете значение данной дисциплины в образовании младшего школьника.
«Русский – относящийся к русскому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре…
Язык– совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль…
Предмет – наука или раздел науки, круг каких-либо знаний как особая учебная дисциплина…
Преподавать – сообщить, советуя, наставляя…»
Толковый словарь С.И. Ожегова.
Задание №2:Раскройте тезисы, назовите разделы языкознания, вспомните, что изучается в каждом разделе:
1) необходимость изучения русского языка определяется его основными функциями (средство оформления мысли, общения, выражения чувств и настроений);
2) школа должна дать знания по всем разделам русского языка и научить применять их в речевой практике;
3) основная задача начального обучения русскому языку – организация усвоения норм литературного языка;
4) большое внимание уделяется культуре речи.
Задание №3:Ответьте на вопрос: «Что должен знать учитель по каждому разделу языкознания, чтобы обучать младших школьников русскому языку (в широком понимании)?»
Методика русского языка (МРЯ) в начальных классах.
МРЯ– прикладная наука, которая имеет общую с другими педагогическими науками цель воспитания и развития личности учащегося.
Предметомизучения методики является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой …)
4 основных вопроса, которые стоят перед учителем:
1. Зачем учить? (цели обучения)
2. Чему учить? (содержание обучения: программы, учебники – демонстрация разных УМК)
3. Как учить? (методы и приемы обучения, методические рекомендации для учителя к учебникам)
4. Почему так, а не иначе? (исследование эффективности методов и приемов обучения, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка выбора).
В этом состоят задачи методики преподавания, в том числе, русского языка.
Содержание МРЯ связано с изучением закономерностей формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по всем разделам языкознания.
Ответьте на вопрос: что такое МЕТОДИКА – наука, искусство или набор рецептов?
Соотнесите свое мнение с точкой зрения Натальи Николаевны Светловской, доктора педагогических наук, профессора, которая в книге «Основы науки о читателе» пишет: «… это и то, и другое, и третье, ибо, исторически сложившись и непрерывно развиваясь на основе общественной практики, наша методика, как и любая другая наука, представляет собой систему объективно-истинных знаний о том, как надо действовать и чего не следует делать, чтобы скорее и легче достичь цели…»
Эти слова написаны давно. Что бы вы добавили сегодня к высказыванию Н.Н.Светловской ?
Возможный вариант: Методика должна учитывать развитие технологий, а учитель, опираясь на методические положения, использовать различные технологии в своей работе. Выбор технологии зависит от цели урока, уровня развития учащихся, дидактической системы обучения.Наибольшее распространение получили технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления», «Задачный подход», «РНС оценки образовательных результатов» и др.
час – самостоятельная работа студентов
Характеристика разделов МРЯ.
Задание№4:на основе учебного диалога, в форме которого прошёл первый час занятия, и с помощью учебника «Методика преподавания русского языка» Е.С.Антоновой и С.В.Бобровой составить таблицу «Разделы методики преподавания русского языка в начальных классах».
Название разделов МРЯ | Цель изучения | Учебные предметы в нач.школе | Связь с разделами языкозна-ния | Что должен знать и уметь учитель? |
Обучение грамоте | Овладеть методикой обучения первоклас-сников чтению и письму. Изучить методическую структуру уроков разных видов. | Урок обучения грамоте (чтение). Урок обучения грамоте (письмо). | Фонетика Графика Орфоэпия | Алфавит. Различие звуков и букв. Уметь давать им характерис-тику. Особенности йотированных гласных букв. Согласные звуки (парные и непарные). Проводить слого-звуковой анализ слов. Правила чтения слогов разной слоговой структуры. |
Развитие речи (обогащение словаря и синтаксическо-го строя речи младших школьников, методика обучения сочинениям и изложениям) | Изучить три направления в развитии связной речи: работа над словом, предложе-нием и связной речью. Освоить методику обучения написанию изложений и сочинений. Методическую структуру уроков разных видов. | На всех уроках. Уроки развития связной письмен-ной речи (обучение сочинению и изложе-нию) | Лексиколо-гия Стилистика Граммати-ка Фразеоло-гия Орфогра-фия Пунктуа-ция Орфоэпия | Синонимы, антонимы, прямое и переносное значения слов, стили и типы речи, жанры текстов; типы связи слов в словосочета-ниях; виды предложений по цели высказывания и интонации; основные орфографичес-кие правила написания слов. |
Методика классного и внеклассного чтения (раздел тесно связан с дисциплинами: «Детская литература» и «Выразитель-ное чтение») | Изучить три этапа работы над художествен-ным произведени-ем; этапы внеклассно-го чтения. Освоить методику работы с произведения-ми. Методичес-кую структуру уроков разных видов. | Урок литератур-ного чтения (литерату-ры) Урок внеклас-сного чтения | Лексиколо-гия Стилистика Фразеоло-гия Орфоэпия | ФИО детских писателей, название и содержание их основных произведений; уметь анализировать произведения различных жанров. |
Изучение разделов русского языка | Изучить этапы формирования лингвистичес-ких (языковых) понятий, виды грамматичес-ких упражнений. Методическую структуру уроков разных видов. | Урок русского языка | Фонетика Граммати-ка Лексиколо-гия | Звуки и буквы; лексические понятия; части слова; части речи и их грамматичес-кие категории; виды предложений; члены предложения; однородные члены предложения; уметь выполнять все виды грамматичес-кого разбора. |
Методика обучения орфографии | Изучить факторы освоения орфографии; структуру орфографичес-кого действия; виды орфографичес-ких правил и упражнений. Методическую структуру уроков разных видов. | Урок русского языка | Орфогра-фия Грамматика Пунктуа-ция | Орфографичес-кие правила, изучаемые в нач.школе; написание словарных слов, данных в учебниках; уметь выполнять орфографичес-кий разбор слов. |
Обсуждение заполненной таблицы, коррекция.
Задание №5*: Предположите, с какими науками связана методика преподавания русского языка в начальных классах. Попробуйте показать эти связи в виде схемы, рисунка или таблицы. Аргументируйте свои предположения.(сам.работа студентов с самопроверкой).
Методика русского языка
языкознаниетеория литературыпсихология психолингвистикапедагогика
Языкознание: связь со всеми разделами науки о языке (показать в виде кластеров).
Теория литературы – анализ художественного произведения в соответствии с особенностями жанра, языковые средства языка (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры …).
Психология – особенности протекания психических процессов у детей младшего школьного возраста. В соответствии с этим определение меры доступности изучаемого материала.
Психолингвистика дает методике данные о чтении и речи (устной и письменной) как деятельности.
Педагогика – дидактические принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, активность, самостоятельность, развивающее обучение, связь с жизнью, индивидуализация, дифференциация и др.
3. Подведение итогов занятия (достижение поставленной цели).
4. Оценка деятельности студентов
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (ЭТИ ВОПРОСЫ БУДУТ В КР №1)
методика преподавания- возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний
технология - проектируется, исходя из конкретных условий, и ориентируется на заданный (спланированный), а не предполагаемый результат
предмет методики преподавания русского языка - процесс обучения русскому языку
объект методики преподавания русского языка - русский язык
грамота - умение читать и писать