КФУИ в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления

Великая Отечественная война затронула все без исключения сферы жизни советского общества. Карело-Финский государственный университет и входящий в его состав Карело-Финский Учительский институт (КФУИ) испытали те же потрясения, что и любые другие государственные учреждения в прифронтовой и оккупированной области. Сотни студентов и сотрудников, преподавателей университета и института участвовали в боевых действиях, сражались и погибали на фронтах Великой Отечественной.

Война не была неожиданным событием и к её началу вся советская старна усиленно готовилась. Карело-Финский учительский институт и здесь не стал исключением: Все студенты института в 1940-1941 годах проходили военную подготовку, которая включала: «политические занятия, организацию и уставы Красной Армии, строевую подготовку, военно-химическое дело и др., топографию, стрелковую подготовку. Объем материала был достаточно большим. Так, например, по топографии студенты должны были отработать вопросы: 1) местность, ее элементы, разновидности и тактические свойства; 2) способы изучения местности; 3) карты и планы; 4) назначение масштаба, переход от численного масштаба к линейному и обратно; 5) местные предметы и их военное назначение; 6) правила вычерчивания условных знаков; 7) рельеф, формы его и формы скатов, способы изображения рельефа на картах; 8) основные вспомогательные и дополнительные горизонтали; 9) определение высоты сечения, высоты точки и отметки высоты горизонтали; 10) определение превышения точек, крутизны скатов на местности и на карте; 11) умение читать карты, способы ориентирования; 12) устройство компаса и пользование им, определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам, звездам и местным предметам; 13) ориентирование карты на местности по компасу и по совмещению линий, определение на карте точки своего стояния способом промера и способом Болотова; 14) движение по карте по дорогам и без дорог; 15) азимут, определение азимута на местности и на карте, определение на местности направления по заданному азимуту, движение по азимуту; 16) масштаб шагов и его построение; 17) что такое стрелковая карточка и как она составляется».

С 12 февраля 1941 года работники института обязывались регулярно посещать занятия по военной подготовке, в которой принимало участие и само руководство: «На основании указаний директивных органов обязываю всех военнообязанных из числа штатных работников Института регулярно посещать военные занятия. Установить постоянный день военной учебы сотрудников Института – вторник каждой недели с 10 час. утра до 13-50. Организовать из числа военнообязанных учебную группу в составе: Лебедев А. В., Роднянский М. М., Шенберг А. Г., Шоймер Е. Ф., Власьев Г. Е., Заозерский А. В., Панов П. В., Казанский А. П., Смирнов А. Ф., Куканов А. С…»[102].

Кроме того, КФУИ уже в июле 1941 года переживает сокращение персонала, «увольняются сразу 29 чел., призван в РККА даже директор Учительского института Роднянский М. М. (приказ №150 от 28.06.1941). Функции директора Института возложены на Панова П. В.»[103]. Выбыли (уволены) в связи с призывом в РККА следующие студенты и сотрудники института: студенты: Оспищев С.И., Ягольников Т.С. (1 к. ФФ УИ); Стрелец И.М., Кулик С.И. (1 к. ИФ УИ); Березин М.А., Востриков Н.Ф., Кучерявых Ф.С., Стешец Е.Г. (1 к. ФМФ УИ); Черняев И.Ф. (2 к. ФМФ УИ); Евсюков И.Н., Колычев И.М., Панчишин Н.И., Потахин Ф.Я., Тарасов Д.И., Яковлев Ф.П. (слушатели курсов по подготовке учителей НСШ); сотрудники института: Бойцов Д.А. (преподаватель основ М-Л), Власьев Г.Е. (преподаватель педагогики), Гормин В.Д. (преподаватель на курсах ФМФ по подготовке учителей НСШ), Лебедев А.В. (военрук), Попов Н.Н. (зав. кафедрой языка и литературы), Яковлев Б.А. (преподаватель картографии), Смирнов Ф.С.»[104].

Тем не менее, Университет и Учительский институт продолжали работу, однако к октябрю 1941 года советским войскам пришлось оставить большую часть Карелии. Финскими войсками был оккупирован и Петрозаводск. Прежде этого Университет был спешно эвакуирован в столицу республики Коми г. Сыктывкар. Учительский институт с этого периода временно прекратил свою работу. Стоит отметить, что Карело-Финский университет и Коми педагогический институт во время войны в эвакуации работали под общим руководством ректора КФССР, что он «…уверен в том, что здесь (в Сыктывкаре) удастся укомплектовать и Университет и Учительский Институт»[105], однако материалов, доказывающих о работе института в эвакуации, нет. Только в Пудоже работали курсы подготовки учителей для КФССР, начавшие занятия 20 февраля 1942 года[106].

Тем не менее, несмотря на войну, потребность в кадрах учителей была высокой. Поэтому 12 октября 1943 года на заседании бюро ЦК КП(б) КФССР было решено «с 1 января 1944 г. возобновить работу двухгодичного учительского института по подготовке учителей - предметников для неполной средней школы»[107]. В составе в составе Учительского института был оустановлено три основных отделения: физико-математическое, естественно-географическое и отделение языка и литературы (русского и финского языка). «Прием проведен одновременно на 1 и 2 курсы, на 1 курсе сформированы 3 учебные группы по специальностям «русский язык и литература», «математика и физика», «естествознание, география и химия» и одна группа на 2 курсе, сформированная из числа тех, кто окончил 1 курс довоенного Учительского института по специальности «русский язык и литература». К занятиям 01.02.1944 приступили 70 человек»[108]. С 1 января 1944 года также были организованы курсы подготовки учеников-предметников в г. Пудоже и селе Сумпосад. Директором возрожденного института стал Л. М Каган, до того занимавший должность главы радиокомитета при СНК КФССР. В марте 1944 года открылось заочное отделение Учительского института[109].

Положение Учительского института в Кеми было крайне тяжелым. Практически не было никакой материальной базы и учебного оборудования. Обучение велось только по самым важным для будущего учителя-предметника дисциплинам. В отчете Карело-Финского учительского института приводятся такие данные за 1944 год: «…Весь институт целиком со всеми его вспомогательными учреждениями поместился в одном двухэтажном здании (в г. Кеми). Хуже обстояло дело с учебно-производственной базой… Пришлось начинать работу почти на пустом месте, не было оборудования ни для одного кабинета. Библиотека получила разрозненные тома книг, спасенные во время эвакуации из разных библиотек города, причем учебная литература почти отсутствовала…»[110]. Преподавательский состав курсов составляли 11 человек – по 1 специалисту на дисциплину или группу родственных дисциплин: Л. М. Каган, С. М. Русанов, Н. С. Ханжин, А. К. Бурцев, П. И. Афонькин, Панкратов, В. Г. Базанов, Р. Н. Миролюбова, Т.М. Павлович, А. И. Андриайнен. Каждый слушатель курсов получал по итогам обучения характеристику своих знаний по каждому предмету. В течение учебного года было небольшое пополнение кадров. В марте был назначен преподавателем математики и зав. кафедры Н. С. Ханжин, демобилизованные из РККА, окончившая КФ Университет М. Н. Миронова, преподаватель ботаникиЮ эпизодический курс лекций прочли прибывшие в командировку из Сыктывкара преподаватели КФ Госуниверситета В.Г. Базанов и П. А. Лупанов. В начале второго семестра прибыли для постоянной работы в институте А. Н. Капустин (преподаватель лингвистических дисциплин), Н. Г. Кучепатов (педагогика), в конце второго семестра преподавателем физики назначен Я. И. Огиенко. Военные дисциплины были полностью обеспечены благодаря помощи воинских частей гарнизона под общим руководством лейтенанта Бекмана.

Преподавание большей части дисциплин естественно-географического факультета не было обеспечено, и учебный план не был выполнен.

К началу учебного года в институт прибыло 90 студентов, из них в течение года отсеялось 30 человек, большинство из них вследствие материальных затруднений…другая часть – вследствие слабой подготовки… Второй курс был скомплектован только на факультете языка и литературы в количестве 6 студентов. Гос. Экзамены им перенесены на январь 1945 года, так что фактически выпуска студентов не было; из шести прослушавших курс одна поехала на работу в Мурманск, остальные получили назначения в школы республики…. Кафедр в течение года было организовано только две: математики и русского языка. Научно-исследовательская работа института не получила должного развития. Был переиздан учебник русского языка для 4 класса А. Бонч-Осмоловской, намечена методическая разработка Бупцева А. К. по вопросам преподавания математики в средней школе»[111].

Осенью 1944 года и Учительский институт, и Университет вернулись в полном составе в Петрозаводск, продолжая работать как единое образовательное учреждение. Оба вуза разместились в одном здании на ул. Ленина, 29. А уже в конце 1944 года был произведен «первый (ускоренный) выпуск Учительского института»[112] в послевоенный период в количестве 12 чел. Летом 1945 г. состоялся первый основной выпуск Учительского института в послевоенный период (40 учителей).

В это время институт располагал на 7 учебных групп всего лишь 4 аудиториями, отсутствовала учебная литература, вузовских учебников не было совсем. В пользовании студентов было лишь около 100 экземпляров учебников, полученных от Вологодского и Свердловского пединститутов[113]. В отчете о работе педагогических училищ и Учительского института за 1945/46 учебный год констатировалось, что «…такое положение… ставит под угрозу начало нового учебного года»[114], при том, что «сделать педагогические училища, учительский и педагогический институты Республики единственной формой подготовки кадров для всех звеньев системы народного просвещения является одной из важнейших задач пятилетнего плана по просвещению на 1946-50 годы»[115].

Стоит сказать, что важнейшим документом для формирования нового послевоенного облика педагогического образования КФССР и стал пятилетний план по просвещению на 1946-50 годы. В соответствии с ним предполагалось открыть «педагогический институт с 1948 года с планом приёма 100 человек (в последующие годы по 200 человек), в том числе по факультетам: физико-математический – план 30 (далее 50 в год); исторический – план 20 (далее по 30 в год); языка и литературы – план 30 (далее по 90 в год); географии – план 20 (далее по 30 в год)»[116]. Планом также предусматривалось строительство общежития для студентов педагогического и учительского институтов, ремонт зданий и приобретение инвентаря и оборудования для работы в «размере 11 124 млн. руб.»[117].

Занятия первых курсов были начаты в соответствии с указаниями ВКШВ не 1 сентября, а 1 октября. Кроме того, в течение первого семестра все студенты были на 2 недели отправлены на заготовку топлива. Ввиду этих сокращений нагрузка была увеличена с 36 часов до 46-48 часов в неделю[118].

В 1946 году открыто отделение английского языка (14 студентов), образована кафедра английского языка. Второй курс историко-филологического отделения разделен на 2 отделения: языка и литературы и истории (пр. №280 от 02.09.1946). На физико-математическом факультете открыто вечернее отделение (пр. №292 от 18.09.1946) с одной группой студентов, обучающихся без отрыва от производства. В Кемском, Беломорском районах и г. Вологде открыты консультационные пункты по приемув институт. В 1947 г. состоялся первый выпуск на заочном отделении. Опубликован первый том «Трудов Карело-Финского учительского института». В соответствии с приказом МП КФССР №34 от 05.02.1947 отменена военная подготовка студентов и упразднена военная кафедра. Совет Министров Карелии 23.01.1947 передал институту фонд жилой площади для размещения двух студенческих общежитий (до этого студенты размещались в помещениях школы №12). Петрозаводский государственный университет освободил занимаемую им часть учебного здания на ул. Ленина, 29.

В 1948 году состоялся первый выпуск учителей английского языка (Учительский институт, 12 чел.). Из-за недоукомплектованности закрыта вечерняя смена 2 курса Учительского института, студенты переведены на 2 курс дневной формы обучения (пр. №21 от 17.02.1948). Студенты 1 курса вечерней смены также переведены на 2 курс дневной формы обучения с условием сдачи возникающей задолженности (пр. №91 от 09.07.1948). С 20 октября по распоряжению Министра Просвещения КФССР 1 курс вечернего отделения ФМФ закрыт (пр. №147 от 20.10.1948). 1949 г. Историко-филологическое отделение разделено на 2 отделения: историческое и отделение языка и литературы.

К 1947 году восстановление института в основном было закончено. На 15 апреля 1947 года обучалось уже 291 студентов, а сам Учительский институт был полностью укомплектован преподавателями[119]. Однако основная задача – подготовка учителей-предметников - не была выполнена до конца[120]. Также не была восстановлена материальная база института: «В институте до сих пор не созданы важнейшие учебные кабинеты – педагогики, географии, психологии, психологии и частных методик, а созданные кабинеты – основ марксизма-ленинизма, литературы, истории и другие должным образом не оборудованы, нет минимума приборов и реактивов для лабораторных работ. Институт неудовлетворительно обеспечен учебниками: по большинству предметов имеются только единичные экземпляры. В библиотеке нет новинок художественной литературы»[121].

Таким образом, проблемы института были характерны и в 1945, и в 1947 году. Как показали дальнейшие реформы, эти проблемы были характерны для института и в последующие годы. Для их решения и повышения статуса педагогического образования в целом на базе Учительского института 24 ноября 1951 года[122] был образован Карело-Финский Государственный педагогический институт.

Наши рекомендации