Кресло (шляпа, перо...) автора

Учитель предлагает родителям рассказать о самом ярком впечатлении их детства. Какие чувства у них связаны с этим впечатлением? Что в сегодняшнем времени напоминает им об этом? Какая у них была самая любимая игрушка? Кто ее купил, подарил? Сохранились ли у них любимые игрушки? Возможны другие вопросы.

Карусель.

Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Общая проблема разбивается на более мелкие проблемы по числу групп. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа, чтобы было место для записи способов ее решения. Каждая группа получает по одному такому листу. В течении трех-пяти минут каждая малая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами по часовой или против часовой стрелки, таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, и каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам. Обсуждение всех выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Проблему целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания. Например, тема родительского собрания "Как помочь ребенку хорошо учиться?" может быть представлена такими вопросами: как учить ребенка самостоятельности; как научить его быть внимательным; когда целесообразнее выполнять задание вместе; как контролировать работу ребенка и другие.

Чудодейственный вопрос.

Участники родительского собрания располагаются по кругу. Учитель находится в центре. Он предлагает родителям поговорить о том, какие дети им больше всего нравятся. Учитель внимательно слушает, эмоционально поддерживает участников, повторяет некоторые из названных качеств, переспрашивает и уточняет, как выглядят нравящиеся родителям дети, как они говорят, какое у них чаще всего настроение. Затем учитель говорит: "Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши дети стали такими, какими мы их видели, слышали, чувствовали в нашем воображении. Что бы вы делали по другому? Какие новые слова появятся в вашей речи? Каким будет ваш голос? Как вы будете выглядеть?" В заключение учитель просит родителей поделиться впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали, выполняя это упражнение.

Маска, откройся.

Группа родителей разбивается на подгруппы по несколько человек по желанию. В каждой подгруппе все ее члены получают карточки с указанием роли, которую они будут проигрывать. Каждая группа по очереди выполняет свое задание. Все остальные оценивают, насколько верно сыграны роли. в завершении игры осуществляется самооценка и взаимооценка. Этому способствуют вопросы учителя: "Что передано удачно? Что не соответствует реалиям? Как можно было сделать лучше? Чему научило данное упражнение?"

Интервью.

Вариант 1. Один из участников родительского собрания садится в центр круга. Группа может задать ему 3-5 вопросов, соответствующих социальной роли сидящего в центре. Например, вопросы задаются ему как директору школы, как классному руководителю и др. дающий интервью должен четко и ясно отвечать на вопросы. Роли определяются в зависимости от задач и проблем, обсуждаемых на родительском собрании.

Вариант 2. Желающие берут интервью у каждого члена группы. Вопросы задаются по определенной договоренности: произвольно, по обсуждаемой проблеме, личного характера. Отвечающий может ответить от себя лично, а может от имени выбранной маски. Обычно задают 4-7 вопросов каждому. Количество вопросов оговаривается заранее.

СОДЕЙСТВИЕ ГРУППАМ

Роль учителя очень важна. Учитель устанавливает климат или "атмосферу" в группе или классе. Именно учитель с самого начала помогает людям чувствовать себя уютно и легко. Именно к учителю ученики прежде всего обращаются за советом, защитой, знаниями.

Вам нужно будет внимательно обдумать, как Вы видите роль учителя. Нравится ли Вам роль проводника или Вы предпочитаете преподносить информацию в виде лекций? Одинаково ли для Вас приемлемы обе формы работы? Если нет, можете ли Вы пригласить других людей, которые бы дополнили Ваше мастерство?

Роль учителя может быть охарактеризована следующим образом.

1. Учитель - это проводник учебного процесса. В этой роли Вы можете подавать необходимую информацию, можете задавать вопросы и направлять дискуссии среди учащихся.

2. Иногда учитель должен "взять руководство" - когда учащимся нужно напомнить, что такое порядок.

3. Учитель не должен занимать позицию судьи. Даже при возникновении конфликта, лучше вмешаться в качестве посредника. Ваше решение может меняться в зависимости от предмета и настроения учащихся.

4. Остерегайтесь роли "эксперта". Если же это случится, или же другие люди будут воспринимать Вас в этом качестве, учащимся будет сложно противоречить Вам и разрабатывать свои собственные идеи.

5. Остерегайтесь навязывать свои ценности и идеи учащимся. Это очень сложно, особенно, если Вы в чем-то наверняка убеждены.

6. Поощряйте общение учащихся непосредственно между собой, а не через Вас. Для учеников легче обращаться к Вам. Вы учитель и они видят это. Но дискуссии станут более продуктивными, если ученики будут контактировать глазами и словами друг с другом, а не только с Вами. Нужно почаще с самого начала обращать на это внимание.

7. Вы должны будете помочь учащимся научиться не соглашаться с идеями друг друга, но не с людьми, высказывающими их. Когда люди не согласны с идеями, рациональная дискуссия может все равно продолжаться. Когда же они не соглашаются друг с другом, дискуссия может принять личный и иногда критический характер. А это вредит уровню доверия в классе.

8. Если Вы хотите заняться какой-либо активной деятельностью в классе, подумайте, чего Вы хотите достичь при этом. Четко поставленные цели и задачи помогут Вам правильно выбрать вид активной деятельности.


Наши рекомендации